ДОУ реализует образовательную программу дошкольного образования.
Описание образовательной программы
От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей, авт. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Москва «Просвещение». 2008
АННОТАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ № 43 «МАЛЫШ»
В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 43 «Малыш» (далее - МАДОУ № 43 или детский сад) реализуется образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа или ОП ДО) в группах общеразвивающей, комбинированной направленности.
Срок реализации ОП ДО по Уставу Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 43 «Малыш» для детей с 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. В связи с потребностью возникающей на 2024 – 2025 учебный год, ОП ДО ориентирована на воспитанников с 1 года до 7(8) лет.
ОП ДО разработана в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее ФОП ДО) разработаной в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809) и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), (доступ здесь.).
1.1.1. ОП ДО в соответствии с Федеральной программой позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1) обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
1.1.2. ОП ДО составлена в соответствии с Федеральной программой определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - ДОО), и планируемые результаты освоения образовательной программы. Федеральная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования1 (далее - ФГОС ДО).
1.1.3. ФГОС ДО и Федеральная программа являются основой для разработки и утверждения образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 43 (далее - Программа), обязательная часть соответствует Федеральной программе в соответствии с ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и МАДОУ № 43 в целом. Содержание и планируемые результаты разработанные в ОП ДО МАДОУ № 43 не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы.
1.1.5. ОП ДО составлена в соответствии Федеральной программой включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят федеральная рабочая программа
воспитания (далее - Программа воспитания), примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы (далее - План) и иные компоненты.
1.1.6. В ОП ДО составленой в соответствии с Федеральной программой содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
1.1.7. В целевом разделе ОП ДО в соответствии с Федеральной программой представлены: цели, задачи, принципы её формирования; планируемые результаты освоения в соответствии с Федеральной программой в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения ОП ДО в соответствии с Федеральной программой; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
1.1.8. Содержательный раздел ОП ДО в соответствии с Федеральной программой включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации В целевом разделе Федеральной программы представлены: цели, задачи, принципы её формирования; планируемые результаты освоения ОП ДО в соответствии с Федеральной программой и ФГОС ДО в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения ОП ДО в соответствии с Федеральной программой и ФГОС ДО; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
1.1.9. Содержательный раздел ОП ДО в соответствии с Федеральной программой включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации ОП ДО в соответствии с Федеральной программой; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел ДО в соответствии с Федеральной программой входит федеральная рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
1.1.10. Организационный раздел ОП ДО в соответствии с Федеральной программой включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации ОП ДО в соответствии с Федеральной программой; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в МАДОУ № 43; материально-техническое обеспечение ОП ДО, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.
В разделе представлены режим и распорядок дня в дошкольных группах в соответствии с Федеральной программой, федеральный календарный план воспитательной работы.
1.1.11. ОП ДО МАДОУ № 43 представлены способы реализации образовательной деятельности в зависимости от условий МАДОУ № 43, предпочтений педагогического коллектива и других участников образовательных отношений, а также с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов,
7
возрастных возможностей.
1.1.12. Реализация ОП ДО, направленных на обучение и воспитание, предполагает их интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом принципов ДО, зафиксированных во ФГОС ДО.
1.1.13. При соблюдении требований к реализации ОП ДО и создании единой образовательной среды создается основа для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.
В случае введения на всей территории страны или в отдельных местностях чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации или режима повышенной готовности, обучение воспитанников может осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий, если реализация указанных образовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны.