10.01.2021
Речевая
активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной
движущей силой познавательного развития ребенка. Она представляет собой одно из важных качеств,
характеризующих психическое развитие дошкольника. Наиболее ярким проявлением
речевой активности считается умение
воспитанниками пользоваться речью в разнообразных ситуациях повседневной жизни.
В игре, как ведущей
деятельности дошкольников создаются наиболее благоприятные предпосылки для
формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. Игры
помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова,
легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности,
дают ребятам определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями;
развивают творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой
форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности. Одним из эффективных методов является
интервьюирование.
Интервью
– разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой
интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.
Интервьюирование
проводится по определённому плану вопросов. В отличие от беседы, в которой
респондент и исследователь выступают собеседниками, вопросы построены в
определённой последовательности, задаёт их только исследователь, а респондент
отвечает на них.
Этапы
проведения интервьюирования:
Подготовительный этап:
Изучение лексической темы.
Развитие
поисковой активности в форме вопросов с помощью игр и упражнений
Основной этап:
Проведение
интервьюирования
А)
у детей
Б)
у взрослых
Изучение
каждой лексической темы с дошкольниками начинаю с создания условий и такой
образовательной среды, в которой ребенок может проявить такие качества личности, как инициативность,
самостоятельность, ответственность, т. е. отталкиваюсь от интереса самого ребенка. На начальном этапе
воспитанникам демонстрирую предметные картинки по лексической теме, затем, в
процессе беседы определяю, что их интересует, записываю детские вопросы. Отталкиваясь от интереса детей, провоцирую вопросами: «Что тебе интересно узнать?
Кто хочет найти ответ? Кому вы хотите рассказать?» Ребята старшего
дошкольного возраста часто сами проявляют инициативу для того, чтобы узнать что
– то новое об интересующем их предмете,
явлении, событии и т. д.
Развитие поисковой активности в форме вопросов
с помощью игр и упражнений.
Детские
вопросы являются основополагающим фундаментом, в педагогической работе. Понятие детской вопросительности
трактуется как психологическая способность и потребность задавать вопросы,
одновременно удерживая и предмет обсуждения и собеседников. Удовлетворение
потребности ребенка в информации о реальном мире в детском возрасте происходит
преимущественно путем задавания вопросов, поэтому уровень познавательной
активности ребенка во многом определяется характером отношения взрослых к
детским вопросам.
Опираясь
на лексические темы, проводятся игры,
направленные на
умение задавать детьми вопросы.
Например, Игра «Все ли мы
увидели?». Педагог совместно с детьми
рассматривает картину, беседует с детьми, затем закрывает фрагмент и просит
вспомнить, что было нарисовано с помощью вопросов, например: «На картине была
река? У ребят хорошее настроение? Что
делали мальчики?» и так далее. Игры можно
усложнить, разделив детей на команды. Например, игра «Данетка»
воспитанникам раздаются предметные картинки, каждый ребенок задаёт вопрос, команде противников, стараясь
отгадать предмет, нарисованный на картинке, а другая команда отвечает на заданный вопрос.
Например, у одной команды предметная картинка с изображением козы. Предполагаемые
вопросы команды - противников: «Это фрукт? Это еда? Это животное? Оно большое?
Это домашнее животное?» и т.д.
Противоположная команда отвечает на поставленные вопросы.
Следующим
этапом работы по подготовке к детскому интервью является расширение образовательного пространства и
выход дошкольников из «зоны комфорта».
Для решения данной задачи обращаю внимание детей на разнообразные
социальные и культурные объекты нашего города и нашей страны.
Проведение
интервьюирования
А)
У детей.
На
этапе интервьюирования предлагаются игры на различные
лексические темы: «Рекламное агентство». Дошкольники, в рамках недельной темы
рекламируют предметы, объекты или
явления природы. Например, в рамках
изучения темы «Одежда» ребята
рекламируют детское бельё, проведя
предварительно показ мод. Один из
дошкольников обращает внимание гостей на фасон, ткань, цвет изделия. Называет
цену, телефон и адрес магазина предлагаемого товара. После этого,
корреспондент подходит к рекламодателю и задаёт интересующие вопросы,
например: «Почему дизайнер выбрал именно
этот фасон? Что побудило к созданию
данного изделия? Сколько в наличие
данного фасона брюк? Что больше всего нравится носить модели? Какой цвет любимый? и т.д.». Аналогичная работа проводится в конце каждой
недели, как итог изучаемой темы.
В
процессе данной работы у дошкольников значительно увеличивается активный
словарный запас, дети учатся строить
предложения сложной конструкции с соблюдением лексико – грамматических норм и
правил, у дошкольников формируется
любознательность к изучаемым объектам и явлениям, формируется коммуникативная
компетентность.
Б)
У взрослых.
Взаимодействие
с семьей – один из приоритетов коммуникативной компетентности дошкольников.
Поэтому, семья является активным участником педагогического процесса. В процессе проведения деловых игр с
родителями, большую часть уделяю
взаимодействию родителей и детей. Одной из таких форм работы является
интервьюирование родителей. Например,
игра «Корреспонденты». Ребята берут камеру, микрофон (заранее
обговаривают тему, подготавливают вопросы на интересующую тему), берут интервью у родителей своих друзей. Например: «Добрый вечер.
Корреспондент студии «Малыш-ТВ»
……. Скажите,
пожалуйста, как Вы сегодня добрались? Какое у Вас настроение? Чем Вы
любите заниматься в свободное время?
Какие мультфильмы Вы любите?».
Играя в такие игры, дошкольники учатся
взаимодействовать не только со сверстниками, но и с взрослыми, усваивают
нормы и правила поведения в обществе.