ЦИФРОВОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА С ОВЗ

23.10.2020

Сегодня все чаще в детской популяции наблюдается увеличение количества детей с отклоняющимся, вариативным развитием, что определяет не только активное применение инновационных образовательных технологий, но и использование эффективных ресурсных коррекционных практик. При этом, современный ребёнок демонстрирует быструю адаптацию к цифровой среде. Формирование конкретных цифровых компетенций позволяет расширять поле образовательных практик, влияя тем самым на результативность коррекционно-образовательного процесса.

В работах Л.С. Выготского доказано, что только единство и согласованная работа эмоциональных и интеллектуальных систем могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Такой подход с позиций онтогенетического принципа может дать качественно иной результат и в коррекции речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи, при котором очень часто наблюдается нарушение мотивационной основы речевой деятельности.

 В практике логопедической работы МАДОУ № 43 города Сухой Лог Свердловской области введение цифрового контента позволило расширить рамки традиционных образовательных практик. Использование в коррекционной деятельности цифрового мобильного приложения CHATTER KIDS, технологии работы с QR кодами позволяет оптимизировать коррекционный процесс путём варьирования форм и методов обучения и коррекции.

В речевую практику детей вошла деятельность по созданию цифрового проекта, в рамках которого ребёнок инициирует выбор объекта, который становится «центром» процесса оречевления. Поддерживаемая взрослым детская инициатива в поиске ответа на вопрос «Что сегодня будет говорить?», «Кому поможем заговорить?», как правило определяется центральной темой недели или дня. Это могут быть объекты как по плановым лексическим темам («Времена года», «Животные», «Профессии» и т.д.), так и ситуативно подходящие к учебной задаче игрушки, буквы, предметы окружающей обстановки, быта. Хочу такой сайт

Интересные практики речевых проектов получаются на этапах автоматизации звукопроизношения и введения их в спонтанную речь, когда от ребёнка требуется не только составить план высказывания, определить интонационные и темпо-ритмические характеристики оречевляемого объекта. Важным моментом становится этап, заложенный алгоритмом цифрового мобильного приложения CHATTER KIDS, где ребёнок имеет возможность практически одномоментно услышать и осуществить оценку собственной речи на предмет правильного произношения. Сопоставляя и анализируя сказанное, ребёнок вносит дополнения, изменения, уточняя правильность произносимых звуков, и затем вновь делает аудиозапись высказывания. Значимость данного момента, как этапа формирования самоконтроля, переоценить сложно. Процесс формирования самоконтроля, являясь вообще уязвимой частью в логопедической работе с дошкольниками, становится уникальным новшеством среди имеющегося на сегодняшний день цифрового программного обеспечения.

Использование технологии работы с QR кодами позволяет разнообразить формы работы по расширению и систематизации представлений детей об окружающем мире.  Элементы практической деятельности по созданию цифрового речевого проекта посредством мобильного приложения CHATTER KIDS вводятся посредством технологии квест-игры с QR кодами в пространство логопедического кабинета, группы, прилегающей к ДОУ территории. Повышение познавательной активности, поисково-исследовательской деятельности, становятся ещё одним значимым результатом использования цифровых технологий в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. 

В настоящее время вопросы цифровизации образования представлены в основном с позиций, отражающих его понятийно-технологический процесс. Практико-ориентированный подход, анализ ресурсных практик с использованием цифровых технологий изучены пока недостаточно.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».