26.11.2018
Поступление
в школу – важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе – нелегкий труд, к
которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением,
подчинять его нормам и правилам, установленным школой, считаться с
интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности – вот далеко не
полный перечень требований, предъявляемых школой будущему первокласснику. Чтобы
справиться с ними, ему необходимо обладать такими нравственно – волевыми
качествами, как организованность, ответственность, самостоятельность,
настойчивость, дисциплинированность.
Понаблюдайте
за своим ребенком в разных видах деятельности, в разных условиях общения и отметьте,
достаточно ли воспитаны у него данные качества.
Рассмотрим характеристику такого качества, как
самостоятельность.
Это
охотное принятие ребенком предложения что – либо сделать, умение самому найти
себе полезные дела и создать условия для игры, занятия, работы;
-
выполнение задания при отсутствии контроля со стороны взрослого;
-
умение выполнить работу без посторонней помощи;
-
умение преодолевать трудности и достигать результаты;
-
моральное удовлетворение от самостоятельно – выполненного действия.
Воспитание
у ребенка активности и самостоятельности во многом зависит от того, насколько
заинтересовывает его содержание предлагаемых учебных заданий. В свою очередь,
активное участие в учебном процессе ведет к развитию нравственно –
волевых качеств: настойчивости, старательности, целеустремленности.
Так,
если педагог объясняет причины какого – то природного явления (появление
капели в солнечный зимний день и т. п.), но не опирается на знания детей, не
привлекает их личный опыт, не организует наблюдения, то он не вызывает у детей
настойчивого стремления к самостоятельному поиску ответа, и усвоение нового
происходит механически, формально.
Если
же при встрече с очередным детским «почему» педагог, правильно оценив
возможности своих воспитанников, наводящими вопросами, рассуждениями помогает
им самим что – то припомнить, сравнить, приложить усилия, подумать, то вместе с
поиском правильного решения у дошкольников формируется настойчивость,
самостоятельность мышления.
Найденный
самостоятельно ответ доставляет ребенку радость победы. Он убеждается в своих
возможностях, а это делает его более уверенным, самостоятельным в решении
учебных задач.
Важное
место в обучении дошкольников занимает игровой метод. Создание игровых ситуаций
позволяет привлечь непроизвольное внимание детей.
В
процессе интересных игровых действий (прятания, поиска, подражания и пр.),
формирование у ребенка знаний и умений осуществляется эффективнее, чем при
прямом обучении.
В
условиях игры воспитателю легче активизировать внимание детей, удерживать его
на предлагаемом содержании, формировать интерес к занятиям, работе в условиях
коллектива.
Такое
же значение имеют и дидактические игрушки. С помощью их дети сравнивают
предметы, сопоставляют их, выделяют общее…
Так
у детей воспитывается привычка к систематическому труду, чувство
ответственности, умение прилагать усилия, преодолевать трудности, воспитывается
самостоятельность.
По материалам
Интернет-сайтов