СТАВНИ

02.10.2023

 В подпроекте «Ставни расписные» детский интерес к предмету быта русского народа соседствует с художественно-эстетическим взглядом на процесс реставрации, декорирования и наконец, исследования этимологии старинного слова, которое сейчас почти исчезло из употребления, встречаясь только в сказках и былинах. 

«Ставни», как деревянное сооружение – громоздкое, тяжелое, с запахом старого дерева, ребята увидели утром, когда пришли на занятие в столярную мастерскую. Оказалось, что ставни привез городской Центр традиционной культуры города Сухой Лог, социальный партнер детского сада, после того, как узнали, что в учреждении есть своя столярная мастерская, где дошколята на деле знакомятся с профессиями столяр, мебельщик, реставратор.  

Первые эмоции удивления, восторга, трепета от знакомства со ставнями сменили детские вопросы «что это?», «зачем?», «почему нет у сегодняшних домов?». Ответы пришлось искать всем вместе – взрослым и детям. В ход шли книжные иллюстрации, фотографии изб, словарь устаревших слов. Много ответов ребята получили из рассказа педагога дополнительного образования Прокиной Натальи Михайловны, которая продемонстрировала детям, как ставни помогали сохранять в избе зимой тепло или прохладу летом, как они помогали сохранить конструкцию окна во время сильных ветров, как спасали они от лишних глаз, а также служили украшением дома и признаком достатка хозяев усадьбы. По ходу проекта, ребята знакомились с устройством русской избы. Благодаря поисковой системе интернет изучили строение ставен, узнали из каких частей они состоят, что есть ещё одно украшение окон - наличники. Вспомнили, в каких сказках и произведениях упоминается про ставни. С логопедом Соломенник Ириной пробовали раскрыть звучащий секрет старинных слов «ставни», «наличники». Оказалось, что схожесть с глаголом ставить, имеет прямое отношение к их назначению в быту – их вставляли в оконные проемы для защиты от непогоды и посторонних людей.

Особый колорит детского проекта появился, когда ребятам показали приемы декоративной росписи ставней. Изобретенная простым народом урало-сибирская роспись, влекла простотой элементов и в тоже время живописным результатом. Дошколята, не владеющим особыми техниками рисования, быстро освоили приёмы нанесения мазков, из которых затем получаются объемные цветы. Сам процесс захватил дошкольников необыкновенными мазками - на края плоской кисти одновременно с белилами берётся вторая цветная краска, благодаря чему получается эффект объема. Букеты пышных цветов, «древо жизни» с животными и птицами на ветвях – ребята воплощали на доске замысел, которые напоминал иногда сказку. Гамма росписи также понятна для восприятия детьми: желтые, синие, красные и зеленые цвета. Обязателен белый цвет - для моделировки форм и чёрный – для выразительности росписи («оживок»). В ходе знакомства, стало понятно, почему традиция расписывать деревянные окна прижилась в народе и по сей день сохранилось много образцов на Урале и Поволжье.Хочу такой сайт

Есть несколько практических рекомендаций, для тех, кто художественно-эстетической развитие в детском саду превращает в сказочное действо или исследовательский процесс. Например, знакомство детей с урало-сибирской росписью лучше начинать со старшей группы, когда дети более уверенно держат кисть. В работе правильнее использовать плоские синтетические кисти, гуашь, реже акриловые краски. На первом этапе дети пробуют поступательными движениями кисти вперед-назад необходимо добиться плавного переходя между двумя цветами. Затем круговыми движением кисточки можно учиться наносить мазки и создавать из них цветы, ягоды. После того как дети научатся рисовать элементы росписи по отдельности, можно переходить к созданию букетов.    Проект «Ставни расписные» продолжился восстановлением и реставрацией наличников, которые от времени потеряли свою былую привлекательность, украшением их урало-сибирской росписью. Первый этап - снятие старого слоя облупившейся краски проходил при помощи взрослых, которые сняли основной слой. Дальше дети сами зачищали деревянные ставни наждачной бумагой, шпателями. После этого, очищенные и отшлифованные ставни для выравнивания поверхности, защиты от плесени и насекомых покрыли грунтовкой, а затем нанесли финишное покрытие – краску. Все цвета старались подбирать под природные оттенки, поскольку старые мастера краски делали из местных минералов, растирая их с использованием олифы.  

Проект «Ставни расписные» стал ярким событием дошкольной жизни. В состав проектной группы входили дети с тяжелыми нарушениями речи, для которых особенно важна работа над лексикой, развитием диалогической речи. Высокая познавательная активность, вариативность приёмов работы стала для всех детей фактором обогащения сферы эмоционально-чувственного опыта, развития психических процессов и произвольности. 

О проекте "Ставни" узнали педагоги, которые стали участниками научно-практической конференции  «САМОЦВЕТные культурные практики воспитания в дошкольном образовании: тропами П.П.Бажова» (к 145-летию со дня рождения П.П.Бажова), а также читатели всероссийского журнала "ОБРУЧ".

2024_1 ОБРУЧ _Ставни_кисти и столярка скрин страниц журнала.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».