30.08.2024
Название
программы |
Шерстяные чудеса |
Формы
обучения |
очная |
Нормативный
срок обучения |
1 год |
Язык,
на котором осуществляется образование |
русский |
Учебные
предметы |
Художественно-эстетическое
развитие «Изобразительная
деятельность» |
Практика |
не предусмотрена |
Использование
электронного обучения и дистанционных технологий |
предусмотрено |
Аннотация
к дополнительной общеразвивающей программе
«Шерстяные чудеса»
художественной направленности для детей 6-7 лет
Декоративно-прикладное искусство - одно из
важнейших средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. В
декоративно-прикладном искусстве обобщены представления о прекрасном,
эстетические идеалы и мудрость мастера, которые передаются из поколения в поколение.
Декоративно-прикладное искусство
способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной,
эстетической, познавательной, воспитательной ценностью, побуждает в детях
первые яркие представления о культуре, приобщает к миру прекрасного,
обеспечивает становление художественного вкуса и поэтому его нужно включать в педагогический процесс
в детском саду.
Актуальность программы заключается в необходимости
развития творческих способностей у детей, являющихся залогом успешного обучения
в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия
народно-прикладным искусством способствуют развитию творческого воображения,
наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка.
Исследование отечественных и зарубежных специалистов
свидетельствуют о том, что художественно-творческая деятельность выполняет
терапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий, обид; снимая
нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение;
обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка на необычном
материале – шерсти, что дает возможность уже в детском саду заложить основы духовно-нравственного возрождения,
столь необходимого в современных условиях. Духовное возрождение,
обновление общества тесно связано с такими понятиями как знания, представления,
художественные ценности, творческая деятельность. А творческая деятельность
тесно связана с преемственностью, поскольку, лишь воспринимая наследие предыдущих
поколений, заново оценивая его, человек обретает способность творить сам.
Новизна
программы заключается в совершенствовании
индивидуальных и потенциальных художественно-творческих, интеллектуальных
способностей детей, формировании умения создавать художественные образы при использовании такого привлекательного для
детей способа и средства как валяние шерсти, являющегося новым направлением в
художественном рукоделии, которое быстро завоевало популярность во всем мире,
ведь работать ребенку с шерстью - одно удовольствие: она мягкая, теплая,
разноцветная. В древности для многих кочевых народов свалянная шерсть была
единственным видом текстиля, а в наши дни самые именитые модельеры охотно
используют этот простой и доступный материал для создания изысканных коллекций
одежды и аксессуаров. Во все времена во всех странах женщина
занималась рукоделием – шила, вязала. Ее руками создавались изящные, нарядные,
красивые изделия, украшающие одежду, создающие уют в доме. Валяние – это
довольно древний, нестареющий вид рукоделия, который в наше время переживает
второе рождение. Посредством валяния создаются уникальные, оригинальные и
неповторимые изделия. Валяние открывает возможность проявить фантазию и
творчество при создании различных вещей, сделать их в соответствии с
собственными замыслами, значимостью, культурно-смысловым контекстом (для чего?
для кого, зачем?) с учетом индивидуальных особенностей, любимого сочетания
цветов.
Научиться валять
интересно, увлекательно, нужно только запастись терпением. Этот вид рукоделия
увлекает, учит способности сосредотачиваться, быть внимательным и усидчивым.
Наибольший интерес к этому виду рукоделия имеют дети 6-7 лет. Для
детей этого возраста важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих
интересов и некоторое общественное признание. Им также необходимо выразить свою
точку зрения, достигнуть успеха в сфере интересной, значимой деятельности,
повысить собственную самооценку.
Процесс
изготовления изделий из шерсти стимулирует познавательную деятельность детей в
области декоративно-прикладного искусства, способствуют интеллектуальному
развитию детей.
Полученные продукты и сам процесс их изготовления,
раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и
духовно богаче. У ребенка, в том числе, ребенка с ограниченными возможностями
здоровья развивается:
-
умелость рук;
-
укрепляется сила рук;
-
движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев
дифференцируются;
-
ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Этому
всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев и кистей рук.
Цель программы создание условий
для развития индивидуальных и потенциальных творческих способностей детей, их
самореализации в продуктивных видах деятельности.
Достижение
цели предполагает решение следующих задач:
- совершенствовать художественно-творческие,
интеллектуальные способности детей;
- воспитывать
духовно-нравственные качества личности ребенка;
- воспитывать
уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за
мастерство русского народа;
- развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление, любознательность,
наблюдательность и воображение;
- учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;
- способствовать познанию
свойств материала, желанию экспериментировать с ним;
- развивать умение создавать
художественные образы;
- развивать глазомер, ловкость
движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами;
- формировать усидчивость,
сосредоточение, волевое усилие;
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: методы и
приемы; формы организации художественно-творческой деятельности;
художественно-эстетическая и пространственно-предметная среда.