Пятое заседание 2015-2016 уч. года от 26.08.2016

21.11.2018

Персонализация образовательной программы

в работе с детьми с ОВЗ,как средство

повышения качества образования в ДОУ

Современная нормативно-правовая база закрепляя понятия «ОВЗ», «бездсикриминационное образование» определяет социальную значимость инклюзивного образования, котороедолжно быть направлено на создание широкого спектра возможностей способствующих удовлетворению разнообразных ожидаемых потребностей. Инклюзия подразумевает, что не ребёнок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребёнка. Сложнейшая задача, может быть решена путём персонализации, через осуществление индивидуального подхода к ребёнку с любыми образовательными потребностями.

Каков же механизм персонализации?

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что этот процесс направлен на выработку особой логики построения образовательного процесса, которая отражается в структуре и содержании общеобразовательных программ учреждения. Например,ООП нашего дошкольного учреждения имеет специальный раздел «Описание образовательной деятельности по коррекции нарушений развития детей с особыми возможностями здоровья».

Данный раздел содержит качественный и количественный анализ состава детей особых категории, посещающих наш детский сад, их психолого-педагогические характеристики, а также обязательные структурно-организационные и методологические составляющие в соответствии с современными требованиями.

В детском саду система сопровождения воспитанников с ОВЗ, основной контингент которых представлен детьми с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), выстраивается в рамках индивидуального образовательного маршрута. Основной состав проблемной группы - дети-речевики, поэтому, индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается учителем-логопедом и педагогом-психологом. Основанием для разработки данного документа является заключение муниципальной или территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. В случае наличия у ребёнка инвалидности, основанием является индивидуальная программа реабилитации.

В индивидуальном образовательном маршруте обозначаются ключевые направления работы с детьми-логопатами, такие как:

· Формирование мелодико-интонационных средств языка

· Формирование темпо-ритмических средств языка

· Развитие общей, мелкой моторики, координационных процессов

· Формирование звуковой культуры речи

· Развитие психических процессов

· Развитие словарного запаса, связной речи

· Формирование эмоциональной сферы

· Формирование личностных качеств

Далее, на основании ИОМ разрабатывается индивидуальная адаптированная программа - документ, который определяет специфику освоения содержания Стандарта.

ИАП - являясь в первую очередь документом педагогическим, направлена на объединение усилий педагогов, сопровождающих ребёнка с ОВЗ. И это отражается в структуре документа, который имеет листы сопровождения (специалистов, педагогов доп. образования, воспитателей) с подробным пошаговым описанием индивидуальной работы с конкретным ребёнком. Эта программа становится своеобразной лестницей, поднимаясь по которой на протяжении всего периода коррекционного обучения (а это период может составить от 2 до 3-4-х лет), ребёнок вместе со взрослым осваивает на каждой ступеньке конкретные умения и навыки. Этими ступеньками - опорными точками развития, являются листы сопровождения, в которых логопед расписывает необходимые речевые игры, психолог – упражнения направленные на формирование когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Музыкальный руководитель – приёмы, формирующие такие важные для ребёнка с ТНР навыки, как мелодико-интонационное, темпо - ритмическое восприятие. В этой же логике разрабатываются разделы инструктором по физической культуре, по театральной и изобразительной деятельности. Обязательным условием является единство в тематическом планировании. И здесь мне хотелось бы привести пример яркого, впечатляющего своей простотой и в то же время глубиной прорабатываемого материала. Я говорю о ресурсах нового не только для нас, но и для всего города, уникальном проекте «Виртуальный концертный зал». Не буду сейчас раскрывать все наши находки в этом проекте, через несколько минут вы увидите их. Но особую благодарность от всех специалистов, занимающихся вопросами коррекции и сопровождения сложных детей - за идею, сотрудничество и те ещё не реализованные возможности мне хочется сказать куратору проекта Сартакову Ярославу Анатольевичу.

Вернёмся к вопросу персонализации.

Таким образом, мы видим пошаговый процесс персональной коррекционно-образовательной работы с конкретным ребёнком с ТНР.

На выставке практических материалов представлены все этапные документы по сопровождению ребёнка имеющего ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи.Хочу такой сайт

Опираясь на результаты исследований, представляется необходимым осветить аспекты персонализации, общие для разных категорий детей с ОВЗ:

· потребность в совпадении начала целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребёнка;

· потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребёнка;

· потребность в использовании специфических средств обучения, более дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требует обучение нормально развивающегося ребёнка;

· потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды

· потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения;

· потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за возрастные рамки;

· потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей при включении родителей проблемного ребёнка в процесс его образования.

В подтверждение правильности выбранной нами тактики, а именно объединения усилий всех специалистов и педагогов ДОУ, продемонстрируем результаты логопедического мониторинга за 3-х летний период.

Данные представлены по протокольным выводам муниципальной ПМПК г. Сухой Лог детей, имеющих ТНР. Особо хочется отметить тот факт, что среди выпускников логопункта 2016 года дети 45 % составляли дети с наиболее сложными речевыми диагнозами (ОНР 1-2 ур), сочетанными с нарушениями познавательных функций. Но эти дети уже уверенно чувствуют себя в концертных, театральных постановках. На заседаниях РЦ в течение всего года мы уже не однократно рассказывали об этих ребятах и их результаты – это наша особая гордость.

Сегодня, когда идёт речь о поиске разумного баланса традиционных и инновационных образовательных и других практик, по вопросу инклюзии идёт много дискуссий. Но как не согласиться с мнением одного из педагога - коррекционщика: «Реальная инклюзия – это идеология поворота общества к человеку. Это мощные системные изменения. А в действительности и дети разные и педагоги… кто-то левшу считает не таким, а кто-то ребёнка с ДЦП обучает и получает удовлетворение от результата».

Результат нашей работы нас тоже радует. Об интересных, с нашей точки зрения практических формах и методах, которые помогают нам обеспечить качество образования, вам расскажет музыкальный руководитель Садртдинова Э.Р

К комментариям фильма:

В съёмках принимали участие дети старшей группы, как нормально развивающиеся, так и имеющие тяжёлые нарушения речи, в том числе ребёнок-инвалид.

Фильм разработан и создан на основе деятельности воспитателей, специалистов и педагогов доп. образования с детьми, посещающими логопедические занятия. Это пример синергизма, мы об этом тоже говорили на ресурсном центре, когда совместные однонаправленные действия усиливают результат.

В фильме представлены фрагменты занятий с использованием специфических коррекционных приёмов и тех упражнений, которые направлены на формирование у детей с ТНР базовых, очень важных для них функций. Например:

Муз. руководитель – слуховое внимание (игра «Угадай инструмент»), расширение словарного запаса – слова филармония, оркестр, названия муз инструментов, развитие логического мышления («Четвёртый лишний»).

Воспитатель: расширение словарного запаса (пионер, пионерская атрибутика), слуховое внимание, память, фоновая музыка во время режимных моментов.

Логопед: закрепление звукопроизношения («Повтори правильно»), формирование фонематических процессов, ассоциативное восприятие («Чья песенка?»), пространственная ориентировка («Где находится?»), координация («Поймай и повтори»)

Психолог:глазодвигательные упражнения («Птичка»), форм. межполушарного взаимодействия («

Педагог дополнительного образования по театрально-игровой деятельности:

Формирование эмоциональной сферы («Представь, что ты герой» -упражнения без слов), общая моторика, пространственная ориентировка,артикуляционная практика – на подготовительном этапе.

Инструктор по физической культуре использует музыкальное сопровождение для разминочных комплексов.

Как мы видим, проект вышел за рамки своих прямых целей и задач. Это не только музыкальное действо. Очевидно, что «Виртуальный концертный зал» в руках заинтересованных педагогов может стать широкоформатным, развивающим и коррекционным. Это своего рода полифункциональный инструмент педагогической деятельности.

О позитивной социализации и адаптации 
детей в социуме, говорит участие
воспитанников в конкурсах. Из 21
ребенка, зачисленных на логопункт,
с тяжелыми нарушениями речи,
15 человек стали участниками
и победителями в конкурсах
различного уровня: Муниципального,
Регионального, Всероссийского
 
ПРОГРАММА РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА 2016ГОД - копия.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».