Четвёртое заседание 2015-2016 уч. года от 20.04.2016

21.11.2018

Творческий интерактивный проект «Виртуальный концертный зал»

Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Ориентация ребенка-дошкольника на ценности мировой музыкальной и художественной классики играет огромную роль в развитии эмоциональной сферы. Развитие эмоций, интересов, мышления, воображения ребёнка на основе шедевров классической музыки, живописи и поэзии, способствует формированию основы его музыкально-эстетического сознания и общей духовной культуры в целом. Как утверждают многочисленные исследования, проведенные учеными, психологами и педагогами-музыкантами, музыка способствует более активному развитию речи у детей, улучшает запоминание, зрительное восприятие и усвоение информации. Доказано, что благодаря музыке снижается психоэмоциональное напряжение, улучшаются внимание и моторная координация, повышаются показатели вербального и невербального интеллекта, а вызванные музыкой положительные эмоции стимулируют мотивацию и пробуждают интерес к миру.

Ученые, педагоги-музыканты отмечают, что музыкальное восприятие развивается прежде всего в процессе специального слушания. Именно специальное слушание музыки, накопление музыкального опыта формирует музыкальный вкус, музыкально-эстетическую культуру. Но это происходит лишь в том случае, если дети слушают высокохудожественные музыкальные произведения народной, классической музыки. И классические произведения в этом процессе занимают важнейшее место.

Т.о. становление музыкально-эстетического и художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям - актуальная задача дошкольного образования.

Понимание дошкольного образования как активизации работы души ребёнка заставляет нас искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям мировой и художественной классики, выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Проектная технология способствует развитию образовательного сообщества, созданию творческих союзов и гармонизации отношений между педагогами, воспитанниками и их родителями. Кроме того, работая с детьми ОВЗ приходится искать вспомогательные средства, которые облегчают процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких является мультимедийные и интерактивные технологии, применение которых помогают индивидуализировать развитие детей с ТНР и значительно повысить эффективность образовательного процесса. Использование интерактивных технологий предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность.

Современные технологии позволяют делать многие вещи интерактивными, то есть такими, в которых пользователь может принимать определённое участие. Интерактивным может быть дисплей компьютера, выставка в музее, видеофильм, школьный урок, театральный спектакль или даже книга.

Предлагаемый творческий интерактивный проект «Виртуальный концертный зал» направлен на формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка, через развитие его музыкальных способностей, по средствам слушания (восприятия) классической музыки. Проект является социальной инициативой Свердловской государственной академической филармонии и представляет собой цикл видеозанятий, в котором музыкальные фрагменты сопровождаются словесными пояснениями музыковеда, иллюстрациями, титрами. Музыкальной основой первого, пилотного, цикла занятий стала сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк» в записи Уральского академического филармонического оркестра, сделанной Виртуальным концертным залом Свердловской филармонии на одном из концертов для юных слушателей. Симфоническая сказка Прокофьева может стать первым опытом соприкосновения с классической музыкой, оркестром и его инструментами, а также – с музыкальными портретами персонажей.

Второй сезон построен вокруг «Детского альбома» П.И. Чайковского. Все пьесы записаны Виртуальным залом Свердловской филармонии специально для проекта «РИТМ» (реабилитация, инклюзия, творчество, музыка). Текст комментариев, предельно прост, разработан с учетом характерных особенностей восприятия детей, произносится медленно и четко. И, тем не менее, в нем неизбежно появляется что-то неизвестное для детей, поэтому к каждому занятию прилагается словарь, который вбирает в себя новые слова, тем самым расширяя кругозор детей о музыке. В настоящее время продолжается создание и показ видео-занятий на основе зоологической фантазии Сен-Санса «Карнавал животных».

Реализуя поставленные задачи данного проекта, используются различные формы организации детской деятельности: занятия, совместная деятельность, праздники и развлечения, занятия в кружке. На музыкальных занятиях задействованы разнообразные виды музыкальной деятельности: например, слушая музыку, мы знакомим воспитанников с художественным образом, музыкальными жанрами, вокальной и инструментальной музыкой, творчеством современных композиторов и композиторов-классиков, что способствует развитию памяти, внимания, художественного вкуса.

Основные формы реализации проекта:

· игровые занятия по слушанию музыки;

· интегрированные занятия;

· слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»;

· продуктивная деятельность (изодеятельность);

· музыкальные гостиные;

· музыкальные викторины;

· релаксационные паузы;

· посещение виртуальных концертов классической музыки в режиме он-лайн и оф-лайн;

· посещение концертов музыкальной школы;

· анкетирование родителей на предмет социального заказа;

· оформление выставки «Мы рисуем музыку»;

· размещение виртуальной афиши на сайте детского сада;

· творческая мастерская для родителей по изготовлению шумовых музыкальных инструментов;

· создание 3D книги «Удивительное путешествие в мир музыки»

Актуальность и эффективность данного проекта подтверждается универсальностью планируемого результата, т.е. его направленностью на детей, как с нормой развития, так и с особыми возможностями здоровья.

Проектный метод - как средство повышения качества музыкально-эстетического воспитания детей с ОВЗ.

Творческий интерактивный проект «Виртуальный концертный зал»

Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Ориентация ребенка-дошкольника на ценности мировой музыкальной и художественной классики играет огромную роль в развитии эмоциональной сферы. Развитие эмоций, интересов, мышления, воображения ребёнка на основе шедевров классической музыки, живописи и поэзии, способствует формированию основы его музыкально-эстетического сознания и общей духовной культуры в целом. Доказано, что музыка способствует более активному развитию речи у детей, улучшает запоминание, зрительное восприятие и усвоение информации. Благодаря музыке снижается психоэмоциональное напряжение, улучшаются внимание и моторная координация, повышаются показатели вербального и невербального интеллекта, а вызванные музыкой положительные эмоции стимулируют мотивацию и пробуждают интерес к миру.

Отмечено, что музыкальное восприятие развивается прежде всего в процессе специального слушания. Именно специальное слушание музыки, накопление музыкального опыта формирует музыкальный вкус, музыкально-эстетическую культуру. Но это происходит лишь в том случае, если дети слушают высокохудожественные музыкальные произведения народной, классической музыки. И классические произведения в этом процессе занимают важнейшее место.

Т.о. мы на пути поиска новых путей и выбора более эффективных средств обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Кроме того, работая с детьми ОВЗ приходится искать вспомогательные средства, которые облегчают процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких является мультимедийные и интерактивные технологии, применение которых помогают индивидуализировать развитие детей с ТНР и значительно повысить эффективность образовательного процесса. Использование интерактивных технологий предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность.

Современные технологии позволяют делать многие вещи интерактивными, то есть такими, в которых пользователь может принимать определённое участие. Интерактивным может быть дисплей компьютера, выставка в музее, видеофильм, школьный урок, театральный спектакль или даже книга.

Предлагаемый творческий интерактивный проект «Виртуальный концертный зал» направлен на формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка, через развитие его музыкальных способностей, по средствам слушания (восприятия) классической музыки.

Данный проект является социальной инициативой Свердловской государственной академической филармонии, представляет собой цикл видеозанятий, в котором музыкальные фрагменты сопровождаются словесными пояснениями музыковеда, иллюстрациями, титрами.

Музыкальной основой первого, пилотного, цикла занятий стала сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк» в записи Уральского академического филармонического оркестра, сделанной Виртуальным концертным залом Свердловской филармонии. Симфоническая сказка Прокофьева может стать первым опытом соприкосновения с классической музыкой, оркестром и его инструментами, а также – с музыкальными портретами персонажей.

Второй сезон построен вокруг «Детского альбома» П.И. Чайковского. Все пьесы записаны Виртуальным залом Свердловской филармонии специально для проекта «РИТМ» который расшифровывается как реабилитация, инклюзия, творчество, музыка. Текст комментариев, предельно прост, разработан с учетом характерных особенностей восприятия детей, произносится медленно и четко. И, тем не менее, в нем неизбежно появляется что-то неизвестное для детей, поэтому к каждому занятию прилагается словарь, который вбирает в себя новые слова, тем самым расширяя кругозор детей о музыке.

На одном из заседании ресурсного центра вашему вниманию был представлен опыт работы по ознакомлению детей с ОВЗ с классической музыкой. Актуальность, эффективность данной работы подтверждается тем, что в настоящее время Свердловской филармонией разрабатывается цикл видеозангятий на основе зоологической фантазии Сен-Санса «Карнавал животных».

Данный проект мы адаптировали с учетом особенностей развития детей с ТНР, этот проект развивают не только музыкальные способности воспитанников, но и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности воспитанника. Хочу такой сайт

На слайд:

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: открытый (в контакте с семьей, с социальными партнерами), групповой, творческий.

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители, социальные партнеры – педагоги Сухоложской детской музыкальной школы, специалисты Свердловской государственной академической филармонии.

Цель проекта: формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки.

Цель достигается в процессе решения поставленных задач.

• формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса, используя классическую музыку в разных видах деятельности;

• приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой;

• развитию музыкальных способностей (ладовое чувство, чувство ритма, гармонии, точности интонации);

• воспитание интереса и любви к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять её;

• развитие и любви к музыке своего народа и к национальной музыке с целью ознакомления с духовной культурой других народов;

• побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности

• познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах;

• создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки;

• вовлечь родителей в совместную музыкальную деятельность с детьми.

Реализуя поставленные задачи данного проекта используются различные формы организации детской деятельности: занятия, совместная деятельность, праздники и развлечения, занятия в кружке. На музыкальных занятиях задействованы разнообразные виды музыкальной деятельности: например, слушая музыку, мы знакомим воспитанников с художественным образом, музыкальными жанрами, вокальной и инструментальной музыкой, творчеством композиторов, что способствует развитию памяти, внимания, художественного вкуса у детей различных категорий в том числе детей с ОВЗ.

Основные формы реализации проекта:

· игровые занятия по слушанию музыки;

· интегрированные занятия;

· слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»;

· продуктивная деятельность (изодеятельность);

· музыкальные гостиные;

· музыкальные викторины;

· релаксационные паузы;

· посещение виртуальных концертов классической музыки в режиме он-лайн и оф-лайн;

· посещение концертов музыкальной школы;

· анкетирование родителей на предмет социального заказа;

· оформление выставки «Мы рисуем музыку»;

· размещение виртуальной афиши на сайте детского сада;

· творческая мастерская для родителей по изготовлению шумовых музыкальных инструментов;

· создание 3D книги «Удивительное путешествие в мир музыки»

Вашему вниманию предлагаю фрагменты образовательной деятельности с использованием виртуальных экскурсий.

Актуальность, эффективность данного проекта подтверждается универсальностью планируемого результата, т.е. направлен на детей с нормой развития так и с особенностями развития.

Планируемый результат проектной деятельности:

• дети более увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменение особенности музыкального восприятия: появление произвольного внимания, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения;

• пополнился активный словарь детей, высказывания детей о музыке стали более глубокими и содержательными;

• различают на слух и дают название музыкальных произведений, автора музыки;

• определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.

программа ДОУ № 43.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».