02.06.2019
Ребенок 4–5
лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознаёт, однако у него уже
начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя
вести.
Ребенок может по собственной инициативе
убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до
конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым –
малыш легко отвлекается на то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок
хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей. Дети
хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого,
но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их
возможности регулировать поведение.
Появляется
сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема
собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок способен элементарно
охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае
недомогания.
Поведение ребёнка 4-5 лет не столь
импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ему
всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости
придерживаться тех или иных норм и правил
В этом возрасте происходит развитие
инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и
сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале,
поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно
переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п.,
однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
В этом возрасте у детей появляются
представления о том, как положено себя вести девочкам, и как – мальчикам («Я
мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска», о половой
принадлежности людей разного возраста (мальчик - сын, внук, брат, отец,
мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина). К 5 годам дети имеют
представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских
профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об
отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать
эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.
Но такой скачок в психическом развитии
ребенка становится возможным благодаря развитию речи. На четвертом-пятом году
жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык,
он, по существу, занимается словотворчеством. Такое словотворчество позволяет
ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи,
пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями. В
этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является
использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь,
развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает,
фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д. Теперь он может
назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие
становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
Между четвертым и пятым годами ребенок
может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не
запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка
четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного
запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно
запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.
Благодаря развитию речи, мышления, памяти,
восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет
воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных
жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.
Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить
моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает
ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные
чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка
прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть
развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с
ценностями, идеалами и нормами жизни.
Если взрослые постоянно читают
дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. Дети
охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения
поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации.
В возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по
картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут
запомнить название произведения, автора. Они стремятся перенести книжные
ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в
ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую
придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при
инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений.
4-5 лет -
важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к
интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных
вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся получить новую информацию
познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь
любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей,
мир человеческих отношений.
Он чрезвычайно вынослив и может
совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых,
интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире
значительно расширяются
Все
совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость
при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией
мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность
совершенствования способностей к изобразительной деятельности.
Ребенок четвертого и пятого года жизни не
только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она
уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть
самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются
определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В игре
ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение,
подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре,
гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В игре
ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В
игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые
качества, нравственные установки.
Ребенок
этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Разрешите
детям пользоваться разнообразными "ненужными" (на ваш взгляд) вещами:
какие-то палки, бруски, железяки и прочий хлам. Невозможно предугадать детскую
фантазию. Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует свое
стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает
для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности,
общественных функций людей.
В качестве поощрения могут выступать:
улыбка, похвала, подарок и т. д. Главное, чтобы поощрение было заслуженным.
Иногда приходится и наказывать малыша, но не ущемляя его достоинства, например
так: посадите ребенка на стул, в кресло, на скамейку и скажите ему, что он
наказан и пока не успокоится, должен сидеть на месте. Вы же в это время,
занимаясь своими делами, мирно беседуете с ним. Ругать, читать нотации ребенку
бесполезно. К этому способу наказания следует прибегать каждый раз, когда
ребенок начинает упрямиться и безобразничать.
Все, кто имеет отношение к воспитанию
ребенка, должны быть едины в своих требованиях. Жалость к ребенку в данном
случае может послужить развитию самых неприятных черт характера.
Обязательно
привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные
домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие
от этой деятельности.
Говорить ребенку о том, как вы его
любите, какой он замечательный - слишком мало для формирования у него высокой
самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными
делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то
способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой.
Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным
человеком, от которого ничего не зависит.