24.03.2019
Что такое профессиональная ориентация? Это система
мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и
способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его
индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ.
Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются
способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности.
Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте
можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы
можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо
конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является
первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное
учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний
о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся
с многообразием и широким выбором профессий. Эти
элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе
познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на
работе.
Профориентация дошкольников –
это новое, малоизученное
направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с
окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном
возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и
средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей,
психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и
привития ему ценности труда у детей формируется
система знаний о профессиях,
интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Помочь ребенку сделать правильный
выбор - непростая задача для родителей. Но
разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во
взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.
Что родители могут рассказать ребенку о
выборе профессии?
Очень важно не отказываться от
роли советчика. Родитель может
выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или
иная профессия, где можно встретить
такую работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту
информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы
самостоятельно, например,: «А мне нравится быть
врачом, потому что врач помогает излечиться от болезни». Особенно ценно
для детей, если взрослые рассказывают картинки из
своего детства, делятся переживаниями. Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление.
Не стоит родителям ограничиваться рассказами и
разговорами – предложите родителям совершить
экскурсию в магазин, на станцию по ремонту машин и т. д. с целью общения
сотрудников с ребенком, даже сводить его на работу. Опыт подобного общения
может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии.
Хорошо если выбор у ребенка будет
постоянно меняться. Как правило, сами дети об этом варианте не задумываются, и
задача педагогов, родителей –
поставить перед ними вопрос: что они
будут делать, когда вырастут? Следует детям давать фантазировать: «Давай представим, кем ты
будешь».
Как семья влияет на отношение к работе?
Семья – это то пространство, где формируется отношение к
работе, к профессиональной деятельности.
У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой
сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся
к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство
самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что
удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
И, наконец,
самое главное для наших детей, в каком
бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого.
Для детей важно, что они не одни, что рядом находится
взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих
силах и побуждает к достижениям уже в будущем.