Шумовые инструменты — средство развития темпоритмики у ребенка с тяжёлыми нарушениями речи

04.01.2019

В коррекционно-образовательном процессе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи особое внимание отводится формированию темпоритмики. Разнообразие применяемых приёмов и методов данного направления позволяет формировать базовые компоненты речи- темп и ритм.  Особенности ритма (внутренняя организация, повторяемость, размеренность и предсказуемость) способствуют успешному речевому развитию. Развивать чувство ритма можно и родителям, которые не владеют особой подготовкой, специальном оборудованием или музыкальным образованием!

Итак, что же можно делать для развития чувства ритма у ребёнка?

Первое. Слушайте музыку, детские песенки, аудиосказки вместе с ребёнком, чаще включайте музыку как фон каким-нибудь занятиям малышу (во время рисования, лепки), ритмичные детские мелодии сопровождайте хлопками, постукиванием в такт, пением. Выполняйте движения под музыку. Можно использовать песенки из методики «Музыка с мамой» Железновых. Скачайте несколько ритмичных мелодий, песенок себе на телефон, и они будут у вас под рукой в любой момент, на прогулке, в машине, где угодно!

Второе. Читайте детям короткие рифмованные стихотворения А. Барто, Е. Благининой и др. Инсценируйте стихотворения игрушками, дополняйте движениями и скоро ваш ребёнок сам начнет вам помогать рассказывать стихотворение. Детские потешки не только легки для запоминания, они эмоционально окрашены, что важно для вашего малыша. Потешки тоже можно сопровождать движениями, дети легко чувствуют в них ритм. 

А ещё, можно обратиться к своим истинно народным корням, и вспомнить погрумушку. История русской народной игрушки - погремушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево.

Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизируют, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра.

Как известно, детские погремушки бывают разные. Они различаются не только яркими цветами и звонкостью звучания, но и предназначены для различных возрастов ребенка.

Самое главное правило – стараться подбирать погремушки в соответствии с возрастом ребенка.

Простая детская игрушка – погремушка играет главную роль в многогранном развитии малыша на первых годах жизни. Она может оказать большое влияние на эмоциональное и умственное развитие младшего дошкольника – ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Погремушки побуждают к самостоятельным движениям, развивают мелкую моторику пальцев рук, сенсорное восприятие, слуховое внимание, память.

Использование погремушки на коррекционных занятиях с детьми с нарушением речи помогает:

развивать подражание действиям и движениям взрослого;

развивать слуховое и пространственное восприятие – учит находить источник звука, воспроизводить заданный темп и ритм;

- научить ребенка выделять различные свойства (цвет, форму, величину, выполнять задания на подбор по сходству или различию.

Благодаря играм с погремушками в более старшем возрасте знакомим детей с «заморским» инструментом –маркасом (фото 1-3), пробуем его конструировать, пользуясь разными наполнителями играть-экспериментировать со звучанием.

С помощью погремушек/маракасов можно проводить много интересных простых развивающих игр, которые нравятся детям:

Игра «Прятки»

Цельразвитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Спрячьте погремушку под салфетку (пеленку, шляпу, коробку и др.) и спросите«Где погремушка? Нет, спряталась! Давай ее искать!» порадуйтесь, когда ребенок найдет ее, похвалите! Если не уловил смысл игры, найдите игрушку за него, постепенно он поймет, как это весело!

Игра «Где погремушка/маракас

Цель: учить выделять погремушку из общего фона, находить ее среди других игрушек или среди других видов погремушек (выбор из 3-4х).

Ход игры: Разложить перед ребенком на столе разные игрушки (мяч, погремушка, юла, колечко). Попросить найти и дать погремушку«Где погремушка«Принеси погремушку»«Покажи кукле погремушку».

Игра «Погремушки/ Маракасы» («Узнай по звуку»)

Цельразвитие слухового внимания, восприятия на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.

Ход игры: Подберите набор звучащих игрушек – погремушка, пищалка, колокольчик. Вместе с ребенком извлекайте из них звуки, пока он не научится четко дифференцировать их на слух. После этого спрячьте игрушки за ширму, пусть ребенок послушает издаваемые звуки и угадает, какая игрушка звучала (можно производить звуки за спиной у ребенка)

Можно усложнить игру – предложить послушать две разные по звучанию (громко, тихо)погремушки, а затем угадать какая из них звучит за ширмой.

Игра «Тихо – громко»

Цель: различать по громкости звучания контрастные звуки: тихий и громкий, показывать большие и маленькие игрушки (погремушки) на картинке.

Ход игры: Положить перед ребенком обе картинки с изображением большой и маленькой погремушки. Игрушки-погремушки спрячьте за ширму. Дайте установку«Ушками слушай!» Спросите: «Какая погремушка звенит(Позвените погремушкой с тихим звучанием) «Конечно маленькая! А теперь какая?» (Позвените большой погремушкой с громким звучанием) Ребенок должен показать на картинке ту погремушку, которая звенела. Попросите спеть песенку большой погремушки (низким голосом «дзинь-дзинь») или песенку маленькой погремушки (высоким голосом «динь-динь»).

Игра «Найди одинаковые погремушки/маракасы»

Цель: учить сличать парные предметы;

Ход игры: Перед ребенком выкладываются разные погремушки, две из которых одинаковые (по цвету или по форме). Взрослый берет одну из одинаковых и говорит: «Смотри, какая у меня погремушка! А у тебя такая есть? Найди ее. Дай мне!» (выбор из 3-5).

Игра «Чудесный мешочек» (коробочка, сумочка и др.)

Цель: учить узнавать знакомый предмет на ощупь в процессе тактильно-двигательного обследования.

Ход игры: Показать ребенку мешочек, рассмотреть содержимое мешочка. Выяснить, что в нем разные по форме, по величине, или по образу (зайка, мишка) погремушки. Сложить их обратно. Предложить ребенку достать на ощупь одну из погремушек (круглую, большую или зайку и др.)«Достань самую большую!»«Давай достанем погремушку-мишку» и т. д.Хочу такой сайт

Игра «Сложи погремушки»

Цельразвивать подражание движениям и действиям взрослого, умение согласовывать свои движения со словами текста.

Ход игрыРебенок и взрослый выполняют движения по тексту. Берут в руки любую погремушку (или две погремушки/маракасы)

Мы с погремушками (маракасами) играем,

Мы их выше поднимаем.

Опускаем дружно вниз.

Ну-ка дружно ты покружись!

А теперь идем, идем

И в корзинку их кладем! (можно предложить положить в тазик, мешочек, коробку)

Игра «Достань погремушку»

Цельразвивать основные движения, учить подпрыгивать на двух ногах на месте.

Ход игры: Подвесить погремушку (или несколько) на расстоянии вытянутой вверх руки ребенка. Попросить подпрыгнуть и достать (задеть) погремушку.

Упражнение «Пляска с погремушками».

Цельразвивать подражание движениям и действиям взрослого, умение согласовывать свои движения со словами текста, слышать музыку.

1. Ах, как весело сегодня,

веселятся малыши!

Деткам дали погремушки,

погремушки хороши! Отводят руку с погремушкой вправо и влево.

Припев:

Дзинь-ля-ля. Звенят погремушкой.

2. Погремушки вверх пошли,

выше, выше, малыши!

Погремушки деткам дали –

погремушки хороши! Поднимают и опускают ручку с погремушкой.

3. Где же, где же погремушки?

Спрятали их малыши.

Покажите погремушки!

Погремушки хороши! Ручку с погремушкой прячут за спиной.

4. Сели на пол, постучали

погремушкой малыши.

Постучали, поиграли,

Погремушки хороши! Сели на корточки и стучат погремушкой по полу.

Данные игры и другие игры с погремушками можно использовать во всех видах непосредственно образовательной деятельности в детском саду, а также в домашних условиях.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».