21.11.2018
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря усилиям. В настоящее время, к сожалению, нечасто можно встретить ребенка с богатым словарным запасом и правильно построенной речью. Родители зачастую не придают большого значения речевому развитию дошкольника, а он, в свою очередь, усваивает родной язык только благодаря телевизионным программам и разговорной речи окружающих.
Для того чтобы избавить ребенка от существующих проблем и подготовить его к поступлению в школу, необходимо проводить с ним различные упражнения, а также разнообразить его речевую практику. Одним из средств развития речи являетсятеатрализованная игра, которая стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства
Театрализованная игра:
• Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;
• Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразитель-ные средства (динамику, темп, интонацию и др.);
• Совершенствует артикуляционный аппарат;
• Формируется диалогическая, эмоционально – насыщенная, выразительная речь.
Пальчиковый театр
Пальчиковый театр способствует развитию речи, внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Вместе с детьми можно изготовить персонажей сказки. Для этого можно использовать клубочки шерсти или пластилиновые шарики, прикрепив к ним как глазки – бусинки или пуговки. Можно сделать сказочных героев, используя старые перчатки, или специально сшить колпачки на пальчики. Также для создания персонажей можно использовать бумагу.
Театр теней
Организовать театр теней в домашних условиях проще простого! В тенях животных нет ничего сложного, чаще всего достаточно всего двух рук, чтобы увидеть зайчика, собаку или птицу.
Несколько полезных советов
1. Нужно встать у экрана (стены) так, чтобы тень туловища не загораживала тень от рук. Сложить пальцы, как нарисовано на одном из рисунков. На экране появятся тени птиц, животных, людей.
2. Чтобы фигурка открыла рот, пошевелила лапками — нужно просто пошевелить пальцами.
3. Если надеть на палец бумажный колпачок, уши зайца из схемы удлинятся и у вас получится осел.
4. Самая простая сценка, которую можно разыграть с детьми: собака гавкает, а коза рогатая грозится ее забодать.
5. Можно вместе с детьми придумать несколько новых схем для пальцевого театра.
Тени животных своими руками можно ещё и оживить! Пошевелите пальцами, и ваш зайчик сложит уши, а птичка полетит. Научите ребенка изображению теней животных, это разовьёт моторику малыша, пространственное мышление, речь. Иначе говоря, дети, у которых развита мелкая моторика, лучше говорят и быстрее развиваются.
Кукольный театр теней
Многие фигуры животных сделать из пальцев трудно. Поэтому существует усовершенствованный театр теней, когда на экране показывают контуры плоских фигурок, сделанных из картона. А постановки в таком театре можно делать намного сложнее, чем в пальцевом, например, экранизировать басни, рассказы, сказки. Хорошее представление получится, если родитель читает текст, а участники театра показывают на экране тени, которые иллюстрируют произведение.
Несколько полезных советов
1. Сделанные из картона фигурки лучше покрасить в черный цвет.
2. Перемещаться они должны только вдоль экрана.
3. Декорации нужно плотно прикрепить к экрану гвоздиками либо кнопками.
4. К фигуркам в нижней части необходимо прикрепить палочки из дерева.
Чтобы сделать представление красочнее, можно применить световые фильтры из цветного стекла. Они размещаются перед лампой. Очень скоро вы заметите, что ребенку очень нравится игра в театр теней, и тогда можно создать настоящий театр с открывающимся занавесом.
Кукольный театр
Кукольный театр - это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи, обогащения словаря, развития логики мышления, воображения и творческих способностей.
При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ре-бенок становится и актером, и режиссером, и сценаристом своего спек-такля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания.
Таким образом, игра – драматизация оказывает большое воздейст-вие на развитие речи ребенка. Он впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр интенсивно развивается речь, в том числе и диалогическая, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля, логичность мышления. Все эти аспекты имеют большое значение во всестороннем развитии ребенка и в дальнейшей учебной деятельности. Именно поэтому игры – драматизации очень полезны и необходимы ребенку на всех этапах его развития. И лучший помощник на этом пути – тряпичная кукла–перчатка, или, что еще эффективнее, набор кукол–перчаток – героев сказки, то есть, детский кукольный театр.
Играйте вместе со своими детьми – и вы приобретете уникальную возможность наладить с ними теплые отношения, глубже узнать их внутренний мир, обеспечить необходимое внимание к их талантам и повысить собственный авторитет.