21.11.2018
ЗАСЕДАНИЕ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА МАДОУ № 43
24 ФЕВРАЛЯ 2016 ГОДА
ТЕМА: «ПРАКТИКА СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В СИСТЕМЕ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ И ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОУ»
24 февраля 2016 года в дошкольном учреждении № 43 прошёл семинар-практикум очередного заседания ресурсного центра. Основная цель состоявшейся встречи педагогического сообщества была определена выбором направлений взаимодействия специалистов и педагогов дополнительного образования в работе с детьми с ОВЗ.
На семинаре были рассмотрен технология разработки и ведения индивидуальной адаптированной программы сопровождения ребёнка с ОВЗ в ДОУ. По данному вопросу выступили специалисты ДОУ № 43 - учитель-логопед Соломенник И.В. и педагог-психолог Аржанникова И.Л.
По вопросу реализации индивидуальной адаптированной программы в образовательном процессе рассказала воспитатель подготовительной к школе группы Панова Н.А.
Особый интерес участников заседания был проявлен к проблеме сопровождения детей с ОВЗ в системе дополнительного образования ДОУ. Показ видеозаписи театрализованного представления «Каша из топора», актёрский состав которого был представлен в основном детьми-логопатами, вызвал особый интерес гостей и участников ресурсного центра. Выступление руководителя студии «Маленькие актёры» педагога по театрально-игровой деятельности Лазаревой Е.В. раскрыло основные моменты взаимодействия с логопедом в процессе коррекции речи детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В практической части семинара-практикума, учитель-логопед Соломенник И.В. акцентировала внимание участников ресурсного центра на особо значимых приёмах формирования мелодико-интонационных и темпо-ритмических средств языка, просодической стороны речи, продемонстрированных во время видео просмотра театрализации «Каша из топора», что помогло пополнить арсенал эффективных педагогических приёмов в работе с данной категорией детей.
Состоявшийся обмен практического опыта в рамках работы ресурсного центра позволил информировать педагогическое сообщество в вопросах организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, определить имеющиеся в каждом ДОУ ресурсы для коррекции и развития психо-эмоциональной сферы данной категории детей. Именно так в «обратной связи» подвели итог заседания педагоги-участники прошедшего семинара.
Работа воспитателя по реализации индивидуальной адаптированной программы ребёнка с ОВЗ
Для получения качественного результата в работе с детьми с нарушениями речи, очень важно взаимодействие между логопедом и воспитателем.
В подготовительной группе, на которой я работаю, детей с теми или иными нарушениями речи 18 человек. Среди них детей, имеющих тяжёлые нарушения речи 10 детей. Многим из этих детей даны рекомендации занятий с психологом, дефектологом. Поэтому, для нас вопрос работы с такими, особыми детьми, всегда актуален.
Основные направления этой работы представлены на слайде:
· работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания, фонематического восприятия,
· автоматизации исправленных звуков и контроль за ними;
· развитие лексико-грамматических категорий на определённой лексической теме;
· развитие связной речи и диалогической речи.
В таком взаимодействии работа учитывается важное правило: «логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов, а воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки»
Основным документом, который направляет наше взаимодействие является индивидуальная адаптированная программа, которая разрабатывается совместно с логопедом и психологом. На основании полученных рекомендаций мы планируем работу в группе с учётом методического комплекса, игр, пособий, которые имеются в группе. Воспитатель разрабатывает и заполняет лист сопровождения в индивидуальной адаптированной программе на конкретного ребёнка. На основании этого вносятся коррективы и дополнения в ежедневное планирование воспитательской работы в группе в специальном разделе «коррекционная работа».
В воспитании и обучении детей с нарушениями речи для каждого воспитателя, работающего с «особым ребёнком» будет полезно:
· Совместное изучение содержания программы обучения детей с нарушениями и составление совместного плана работы.
· Очень важно, если у педагогов есть возможность совместного планирования занятий, которое помогает закреплять материал в разных видах деятельности детей.
· Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.
· Совместная подготовка ко всем детским праздникам, театрализованным представлениям (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).
Экспресс-диагностика психоэмоционального состояния детей с ОВЗ
Индивидуально-психологические особенности | Особенности проявления эмоциональных состояний у детей с особыми возможностями | Педагогические действия | Предполагаемое психофизическое состояние |
Поведение
| Нечувствительность к оценкам взрослого, отсутствие значимости и ценности к объективной критике Повышенная конфликтность - часто ссорится, дерется, привлекает к себе внимание путем создания конфликтных ситуаций, впоследствии играет роль жертвы. Не имеет друзей. Негативизм. Несформированность чувства дистанции по отношению к взрослому – трогает волосы, одежду, некорректные высказывания | Требования и напоминания сообщать спокойно, но твердо. Раздражение взрослого только усилит негативную реакцию ребенка на запрет. Переключение эмоций на другой вид деятельности Для снижения тревожности – адекватная похвала. Сюжетно-ролевые игры с отведенной ролью лидера. | Нарушения эмоционально-волевой сферы |
Преобладающие эмоции | Плаксивость, злость, раздражительность, резкость, неуступчивость враждебность или эйфоричность Легковозникаютаффективныевспышки,которые также быстропроходят.Высокий уровень тревожности. | Для ребенка важно проявить самостоятельность, не подчиниться воле взрослого. Призывайте на помощь чувство юмора и игру. Создать ситуацию, где он сможет почувствовать себя более самостоятельным и независимым в его будущей взрослой жизни | Нарушения эмоционально-волевой сферы |
Внимание, волевая деятельность | Возникаетбыстраяутомляемость отдеятельности,требующейволевогоусилия, высокая истощаемость.втожевремяотмечаетсянеутомимостьв играх. Сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания слабое распределение, переключение |
Дозирование учебной нагрузки. Поэтапное формирование деятельности, постановка доступной цели, выполнение заданий по частям. Постоянное повторение правил поведения. Помнить, что утомление накапливается, несмотря на то, что ребенок отвлекается и отдыхает. | Нарушения эмоционально-волевой сферы |
Эмоциональная сфера поведение | Смешливый, игривый разговорчивый, импульсивный, хвастливый, оживленный, радостный, Эмоции отличаются яркостью и живостью, преобладание эмоциональных реакций в поведении, игровых интересов, повышенная внушаемость и недостаточная самостоятельность. Нестабильность чувств, резкие перепады настроений, эмоциональная напряжённость, непредсказуемость поведения ребёнка, болезненная реакция на замечания и на повышенный тон взрослого. Высокий уровень личностной и ситуативной тревожности. | Главное – не порицание, а разъяснение ошибки. Осознание ребенком ошибки – первый шаг в его развитии, движении вперед. Научиться самому и научить ребенка не делать из ошибок трагедию, считать их нормальным явлением.
Включение в игровую коллективную деятельность с обеспечением успешной роли и деятельности. Максимум поощрения- минимум наказания | Психофизический инфантилизм |
Внимание, волевая регуляция Мотивация
| Повышенная утомляемость, рассеянность, несобранность. Недостаточное игровое сосредоточение – начинает игровые действия и быстро прекращает их, не развив сюжет Если интерес и был вначале, то уже после первых двух заданий он пропадает, дети начинают отвлекаться, задавать вопросы, не касающиеся заданий, бегать по комнате, всячески показывать, что они устали и хотят пои играть во что‑нибудь другое или присоединиться к остальной группе. Такой ребенок менее любознателен, но как бы “не слышит” или “не видит” многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящие вокруг него явления и события | Дозированность и поэтапность предъявления материала. Задания при этом не должны быть слишком легкими, не требующими от ребенка определенных усилий по преодолению трудностей, иначе они могут вызвать скуку, а их выполнение никоим образом не отразится на повышении самооценки ребенка Для подкрепления устных инструкций используйть зрительную стимуляцию (картинки, схемы, образец и т.д.). | Психофизический инфантилизм |
Поведение Эмоции
| Активный, импульсивный. Громко говорит, выкрикивает, тянет руку, не дослушав задание. Не слышит, что к нему обращаются .Стремится всеми возможными способами притянуть к себе внимание.Двигательная расторможенность Немотивированная агрессия и аутоагрессия. Склонность к аффективному поведению в ситуации острой фрустрации. Неустойчивость, конфликтность в игровом общении. Эмоциональная гиперчувствительность.
| Общаться с ребенком вежливо, тихо, искренне. Из-за высокий гиперчувствительности ребенок быстро присоединяется к эмоциональному состоянию взрослого и реагирует теми же эмоциями, что и взрослый.. Использовать физический контакт при общении. Можно сказать: «Я не буду тебя ругать. Просто вижу, что что-то произошло и хочу помочь» Договариваться о тех или иных действиях заранее хвалить его, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самооценку. | Гиперактивность |
Внимание
Работоспособность | Быстро запоминает новый материал, так же быстро теряет интерес к новой деятельности. Продуктивность внимания у старших дошкольников 5-10 мин. Стремится охватить несколько видов деятельности, не доводит начатое до конца. Быстро воодушевляется яркой идеей, так же быстро угасает интерес | Работать вначале дня, а не вечером. Уменьшить рабочую нагрузку. Делить работу на более короткие и более частые периоды Давать короткие и конкретные инструкции. Поощрять сразу, не откладывая на будущее. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить. Учить расставлять приоритеты при выполнении задания: что сначала, что потом и что для этого нужно | Гиперактивность |
Эмоции | Трудности понимания чувств других людей с одной стороны и высокая чувствительность по отношению к себе.. Нелепое, стереотипное поведение. Боятся гулять по улице, ездить в транспорте. Пугаются незнакомых предметов, в том числе игрушек, и могут отказываться действовать. У таких детей уже в раннем возрасте отмечается повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам. Это может проявляться как непереносимость бытовых шумов обычной интенсивности (звука кофемолки, пылесоса, телефонного звонка и т.д.), не любовь к тактильному контакту, неприятие ярких игрушек. |
Отработать навыки (пусть несложные, но самостоятельные) станут для ребенка основой для понимания более сложных вещей и ситуаций. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка, мышление которого работает по типу «буквального» восприятия. | РДА |
Поведение |
Не принимают участие в играх сверстников. Они располагаются рядом и погружаются в свой мир. Если ребенок и обращает внимание на детей, то воспринимает их как неживые объекты. Ребенок может часами строить башни или сортировать кубики по цветам. Выдернуть его из этого состояния бывает очень тяжело. | Ребенок лучше и дольше удерживается возле взрослого, если тот не демонстрирует избыточного интереса к нему, а ограничивается спокойным взглядом на ребенка при нейтральном выражении лица и не побуждает ребенка смотреть себе в лицо Предложить ребенку те игры и занятия, которые включают его ритуальные действия, но в приемлемом и ограниченном количестве После изучения всех особенностей конкретного малыша подбираются стимулы. Для кого-то это любимая еда, для кого-то – музыка, звуки или прикосновение ткани. Затем все желательные реакции подкрепляются таким поощрением.Проще говоря: сделал так, как надо – получил конфетку. Таким образом появляется контакт с ребенком, закрепляются необходимые умения и исчезает деструктивное поведение в виде истерик и самоагрессии.
| РДА |
Речь | Речь не имеет конкретного адресата, иногда на высоких тонах, иногда монотонная, часто «рубленная» , не направлена к собеседнику, в речевом общении отсутствует экспрессия, жестикуляция, мелодическая, интонационная и темповая сторона речи нарушена. Называют себя по имени «ты» или «он» | Усиливать речевую активность , учить диалоговой речи, усложнять простые фразы. Необходимо говорить ребенку: «Это дядя. Он сел в машину» Не стоит настаивать на употреблении слова «я», а лучше помочь освоить понятия «он», «она», «они» и правильно их использовать | РДА |