Третье заседание 2015-2016 уч. года от 24.02.2016

21.11.2018

ЗАСЕДАНИЕ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА МАДОУ № 43

24 ФЕВРАЛЯ 2016 ГОДА

ТЕМА: «ПРАКТИКА СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В СИСТЕМЕ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ И ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОУ»

24 февраля 2016 года в дошкольном учреждении № 43 прошёл семинар-практикум очередного заседания ресурсного центра. Основная цель состоявшейся встречи педагогического сообщества была определена выбором направлений взаимодействия специалистов и педагогов дополнительного образования в работе с детьми с ОВЗ.

На семинаре были рассмотрен технология разработки и ведения индивидуальной адаптированной программы сопровождения ребёнка с ОВЗ в ДОУ. По данному вопросу выступили специалисты ДОУ № 43 - учитель-логопед Соломенник И.В. и педагог-психолог Аржанникова И.Л.

По вопросу реализации индивидуальной адаптированной программы в образовательном процессе рассказала воспитатель подготовительной к школе группы Панова Н.А.

Особый интерес участников заседания был проявлен к проблеме сопровождения детей с ОВЗ в системе дополнительного образования ДОУ. Показ видеозаписи театрализованного представления «Каша из топора», актёрский состав которого был представлен в основном детьми-логопатами, вызвал особый интерес гостей и участников ресурсного центра. Выступление руководителя студии «Маленькие актёры» педагога по театрально-игровой деятельности Лазаревой Е.В. раскрыло основные моменты взаимодействия с логопедом в процессе коррекции речи детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В практической части семинара-практикума, учитель-логопед Соломенник И.В. акцентировала внимание участников ресурсного центра на особо значимых приёмах формирования мелодико-интонационных и темпо-ритмических средств языка, просодической стороны речи, продемонстрированных во время видео просмотра театрализации «Каша из топора», что помогло пополнить арсенал эффективных педагогических приёмов в работе с данной категорией детей.

Состоявшийся обмен практического опыта в рамках работы ресурсного центра позволил информировать педагогическое сообщество в вопросах организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, определить имеющиеся в каждом ДОУ ресурсы для коррекции и развития психо-эмоциональной сферы данной категории детей. Именно так в «обратной связи» подвели итог заседания педагоги-участники прошедшего семинара.

Работа воспитателя по реализации индивидуальной адаптированной программы ребёнка с ОВЗ

Для получения качественного результата в работе с детьми с нарушениями речи, очень важно взаимодействие между логопедом и воспитателем.

В подготовительной группе, на которой я работаю, детей с теми или иными нарушениями речи 18 человек. Среди них детей, имеющих тяжёлые нарушения речи 10 детей. Многим из этих детей даны рекомендации занятий с психологом, дефектологом. Поэтому, для нас вопрос работы с такими, особыми детьми, всегда актуален.

Основные направления этой работы представлены на слайде:

· работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания, фонематического восприятия,

· автоматизации исправленных звуков и контроль за ними;

· развитие лексико-грамматических категорий на определённой лексической теме;

· развитие связной речи и диалогической речи.

В таком взаимодействии работа учитывается важное правило: «логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов, а воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки»

Основным документом, который направляет наше взаимодействие является индивидуальная адаптированная программа, которая разрабатывается совместно с логопедом и психологом. На основании полученных рекомендаций мы планируем работу в группе с учётом методического комплекса, игр, пособий, которые имеются в группе. Воспитатель разрабатывает и заполняет лист сопровождения в индивидуальной адаптированной программе на конкретного ребёнка. На основании этого вносятся коррективы и дополнения в ежедневное планирование воспитательской работы в группе в специальном разделе «коррекционная работа».

В воспитании и обучении детей с нарушениями речи для каждого воспитателя, работающего с «особым ребёнком» будет полезно:

· Совместное изучение содержания программы обучения детей с нарушениями и составление совместного плана работы.

· Очень важно, если у педагогов есть возможность совместного планирования занятий, которое помогает закреплять материал в разных видах деятельности детей.

· Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

· Совместная подготовка ко всем детским праздникам, театрализованным представлениям (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

Экспресс-диагностика психоэмоционального состояния детей с ОВЗ

Индивидуально-психологические особенности

Особенности проявления эмоциональных состояний у детей с особыми возможностями

Педагогические действия

Предполагаемое

психофизическое состояние

Поведение

Нечувствительность к оценкам взрослого, отсутствие значимости и ценности к объективной критике

Повышенная конфликтность - часто ссорится, дерется, привлекает к себе внимание путем создания конфликтных ситуаций, впоследствии играет роль жертвы. Не имеет друзей. Негативизм.

Несформированность чувства дистанции по отношению к взрослому – трогает волосы, одежду, некорректные высказывания

Требования и напоминания сообщать спокойно, но твердо. Раздражение взрослого только усилит негативную реакцию ребенка на запрет. Переключение эмоций на другой вид деятельности

Для снижения тревожности – адекватная похвала. Сюжетно-ролевые игры с отведенной ролью лидера.

Нарушения эмоционально-волевой сферы

Преобладающие эмоции

Плаксивость, злость, раздражительность, резкость, неуступчивость враждебность или эйфоричность

Легковозникаютаффективныевспышки,которые также

быстропроходят.Высокий уровень тревожности.

Для ребенка важно проявить самостоятельность, не подчиниться воле взрослого. Призывайте на помощь чувство юмора и игру. Создать ситуацию, где он сможет почувствовать себя более самостоятельным и независимым в его будущей взрослой жизни

Нарушения эмоционально-волевой сферы

Внимание, волевая деятельность

Возникаетбыстраяутомляемость отдеятельности,требующейволевогоусилия, высокая истощаемость.втожевремяотмечаетсянеутомимостьв играх.

Сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания слабое распределение, переключение

Дозирование учебной нагрузки. Поэтапное формирование деятельности, постановка доступной цели, выполнение заданий по частям.

Постоянное повторение правил поведения.

Помнить, что утомление накапливается, несмотря на то, что ребенок отвлекается и отдыхает.

Нарушения эмоционально-волевой сферы

Эмоциональная сфера

поведение

Смешливый, игривый разговорчивый, импульсивный, хвастливый, оживленный, радостный,

Эмоции отличаются яркостью и живостью, преобладание эмоциональных реакций в поведении, игровых интересов, повышенная внушаемость и недостаточная самостоятельность.

Нестабильность чувств, резкие перепады настроений, эмоциональная напряжённость, непредсказуемость поведения ребёнка, болезненная реакция на замечания и на повышенный тон взрослого.

Высокий уровень личностной и ситуативной тревожности.

Хочу такой сайт

Главное – не порицание, а разъяснение ошибки. Осознание ребенком ошибки – первый шаг в его развитии, движении вперед. Научиться самому и научить ребенка не делать из ошибок трагедию, считать их нормальным явлением.

Включение в игровую коллективную деятельность с обеспечением успешной роли и деятельности. Максимум поощрения- минимум наказания

Психофизический инфантилизм

Внимание,

волевая регуляция

Мотивация

Повышенная утомляемость, рассеянность, несобранность.

Недостаточное игровое сосредоточение – начинает игровые действия и быстро прекращает их, не развив сюжет Если интерес и был вначале, то уже после первых двух заданий он пропадает, дети начинают отвлекаться, задавать вопросы, не касающиеся заданий, бегать по комнате, всячески показывать, что они устали и хотят пои играть во что‑нибудь другое или присоединиться к остальной группе. Такой ребенок менее любознателен, но как бы “не слышит” или “не видит” многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящие вокруг него явления и события

Дозированность и поэтапность предъявления материала. Задания при этом не должны быть слишком легкими, не требующими от ребенка определенных усилий по преодолению трудностей, иначе они могут вызвать скуку, а их выполнение никоим образом не отразится на повышении самооценки ребенка

Для подкрепления устных инструкций используйть зрительную стимуляцию (картинки, схемы, образец и т.д.).

Психофизический инфантилизм

Поведение

Эмоции

Активный, импульсивный. Громко говорит, выкрикивает, тянет руку, не дослушав задание. Не слышит, что к нему обращаются .Стремится всеми возможными способами притянуть к себе внимание.Двигательная расторможенность Немотивированная агрессия и аутоагрессия. Склонность к аффективному поведению в ситуации острой фрустрации. Неустойчивость, конфликтность в игровом общении. Эмоциональная гиперчувствительность.

Общаться с ребенком вежливо, тихо, искренне. Из-за высокий гиперчувствительности ребенок быстро присоединяется к эмоциональному состоянию взрослого и реагирует теми же эмоциями, что и взрослый.. Использовать физический контакт при общении. Можно сказать: «Я не буду тебя ругать. Просто вижу, что что-то произошло и хочу помочь»

Договариваться о тех или иных действиях заранее хвалить его, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самооценку.
Избегать повторения слов «нет» и «нельзя».

Гиперактивность

Внимание

Работоспособность

Быстро запоминает новый материал, так же быстро теряет интерес к новой деятельности. Продуктивность внимания у старших дошкольников 5-10 мин.

Стремится охватить несколько видов деятельности, не доводит начатое до конца. Быстро воодушевляется яркой идеей, так же быстро угасает интерес

Работать вначале дня, а не вечером.

Уменьшить рабочую нагрузку. Делить работу на более короткие и более частые периоды Давать короткие и конкретные инструкции.

Поощрять сразу, не откладывая на будущее. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

Давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить. Учить расставлять приоритеты при выполнении задания: что сначала, что потом и что для этого нужно

Гиперактивность

Эмоции

Трудности понимания чувств других людей с одной стороны и высокая чувствительность по отношению к себе.. Нелепое, стереотипное поведение. Боятся гулять по улице, ездить в транспорте. Пугаются незнакомых предметов, в том числе игрушек, и могут отказываться действовать. У таких детей уже в раннем возрасте отмечается повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам. Это может проявляться как непереносимость бытовых шумов обычной интенсивности (звука кофемолки, пылесоса, телефонного звонка и т.д.), не любовь к тактильному контакту, неприятие ярких игрушек.

Отработать навыки (пусть несложные, но самостоятельные) станут для ребенка основой для понимания более сложных вещей и ситуаций.

Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка, мышление которого работает по типу «буквального» восприятия.

РДА

Поведение

Не принимают участие в играх сверстников. Они располагаются рядом и погружаются в свой мир. Если ребенок и обращает внимание на детей, то воспринимает их как неживые объекты.
Отсутствие зрительного контакта с окружающими.

Ребенок может часами строить башни или сортировать кубики по цветам. Выдернуть его из этого состояния бывает очень тяжело.
Особенно реагируют на комфорт и дискомфорт монотонно-однообразный характер поведения, наличие большого количества стереотипий, аффективных вспышек. Непривычные обстоятельства, люди порождают агрессивные реакции, протест. Навыки самообслуживания формируются медленно

Ребенок лучше и дольше удерживается возле взрослого, если тот не демонстрирует избыточного интереса к нему, а ограничивается спокойным взглядом на ребенка при нейтральном выражении лица и не побуждает ребенка смотреть себе в лицо

Предложить ребенку те игры и занятия, которые включают его ритуальные действия, но в приемлемом и ограниченном количестве

После изучения всех особенностей конкретного малыша подбираются стимулы. Для кого-то это любимая еда, для кого-то – музыка, звуки или прикосновение ткани. Затем все желательные реакции подкрепляются таким поощрением.Проще говоря: сделал так, как надо – получил конфетку. Таким образом появляется контакт с ребенком, закрепляются необходимые умения и исчезает деструктивное поведение в виде истерик и самоагрессии.

РДА

Речь

Речь не имеет конкретного адресата, иногда на высоких тонах, иногда монотонная, часто «рубленная» , не направлена к собеседнику, в речевом общении отсутствует экспрессия, жестикуляция, мелодическая, интонационная и темповая сторона речи нарушена. Называют себя по имени «ты» или «он»

Усиливать речевую активность , учить диалоговой речи, усложнять простые фразы.

Необходимо говорить ребенку: «Это дядя. Он сел в машину»

Не стоит настаивать на употреблении слова «я», а лучше помочь освоить понятия «он», «она», «они» и правильно их использовать

РДА

Положение об индив. адаптир. программе для воспит с ОВЗ, в т.ч. для детей-инвалидов.pdf (скачать) (посмотреть)
Программа 3 заседания ресурсного центра.pdf (скачать) (посмотреть)
положение о МППК МАДОУ № 43 от 11.01.2016г..pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».