21.11.2018
Ваш ребенок в этом году пойдет в первый класс? Поздравляю – начинается новый этап в вашей жизни. Да, да, именно в вашей жизни, потому что посещение школы ребенком внесет изменения в привычный семейный ритм.
Известно, если человек предупрежден, то он уже вооружен. Постараюсь ознакомить вас с наиболее важной, на мой взгляд, информацией, которая может помочь вашей семье принять оптимальное решение и сделает школьные годы вашего ребенка по-настоящему чудесными.
1. Школа – это стресс. Все новое – вызывает эмоции. В зависимости от личности ребенка, его индивидуальных особенностей – разные способы, разная степень выражения внутренних переживаний становится видна окружающим. Попасть в новую обстановку с новыми правилами и требованиями, новыми людьми – это в любом случае стресс. Каким бы активным и общительным ни был вашребенок– он тоже переживает.
Многие родители сравнивают начало обучения в школе – с началом посещения детского садика. Помните, как это было у вас? Сейчас придется пережить нечто подобное, только в большей мере, так как требования общества к ребенку неуклонно возросли. И без родительской поддержки, внимания ему будет очень трудно.
2. Без подготовки – не бывает сноровки. Лучший вариант позаботиться о благополучии своего ребенка – посещение подготовительных курсов при школе, в которой вы планируете дальнейшее обучение. Варианты – нанять репетиторов, самим заниматься обучением – можно совместить с первым, но не ограничиваться ими. Только посещение курсов обеспечит нужную психологическую готовность к школе, поможет ребенку быстрее адаптироваться в коллективе, получить необходимую теоретическую подготовку, соответствующую требованиям данной начальной школы и конкретного учителя.
Следует заметить, подготовительные курсы позволят вам увидеть школу «изнутри», познакомиться с персоналом школы, учителями, администрацией и в последующем – сделать правильный выбор школы, имея объективную информацию. Всегда проще принять верное решение на основании своих наблюдений, нежели используя чужие отзывы.
Чаще всего родители спрашивали о том, "что должен уметь ребёнок, поступая в школу".Об этом мы сегодня с Вами и поговорим. Изучив данные Института возрастной физиологи РАО о причинах неуспеваемости младших школьников, я составила для Вас диаграмму. Из результатов исследования видно, что неумение читать, писать, и считать никак не являются причинами плохой успеваемости. Но зато часто встречается слова "несформированность" и "нарушения".
Основной ошибкой родителей дошкольников является то, что с самого раннего детства взрослые из самых лучших побуждений стараются как можно лучше развитьинтеллектребёнка, отодвигая на второй планфизическое, речевоеиличностноеразвитие. А ведь все эти составляющие дошкольного развития должны формироваться параллельно.
На какие же показатели опираются психологи и учителя, диагностируя Вашего ребёнка при записи в школу? Попробуйте самостоятельно оценить своего ребёнка, проставляя рядом с каждым параметром "+" или "-" .
1. Физическое развитие ( понаблюдайте за походкой ребёнка, поиграйте с ним в мяч в "Вышибалы"):
· Сформированность мелких движений: ребёнок уверенно и правильно держит карандаш, рисует чёткие линии, при раскрашивании не калякает, раскрашивает аккуратно, не заезжая за границы фигуры.
· Сформированность крупных движений: устойчивая, ровная походка.
· Нет нарушений в координации движений: яркий пример - это умение завязывать шнурки.
· Отсутствие лишних, зачастую нервозных движений.
Физическое развитие – это, прежде всего, здоровье ребёнка и способность организма выдерживать школьные нагрузки.При низком уровне физического развития у школьников часто возникают трудности в овладении письменной речью, ребёнок не может аккуратно выполнять работы на уроках технологии и изобразительного искусства. Своевременное и правильное физическое развитие с самого рождения напрямую влияет на развитие речи ребёнка. Из-за невозможности выполнять упражнения на уроках физической культуры и полноценно участвовать в подвижных коллективных играх у ребёнка могут начать развиваться комплексы неполноценности, трудности в общении с другими ребятами и школьная тревожность.
2. Речевое развитие:
· Развитие речи - понимание смысла текста или простых понятий.Развитие тонкой моторики- способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию.
· Умственная работоспособность и темп учебной деятельности- способность сосредоточенно работать в течение 15 – 20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности в течение учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом.
3. Интеллектуальная готовность:
· Способность самостоятельно спланировать и проконтролировать результат своих учебных действий, а также повторить учебные действия по образцу или правилу.
· Умение держать внимание на учебной задаче.
· Развитие мышления - высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов окружающего мира; использование схем и схематических изображений; способность к обобщению.
· Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключению и выводу на основе имеющихся данных. Для наблюдения за проявлениями образного мышления в рисунке ребенку можно предложить нарисовать человека (человечка, дядю). Готовый рисунок должен иметь подробный образ человека, состоящий из 7 основных частей тела (голова, глаза, рот, нос, туловище, руки, ноги) и хотя бы трёх дополнительных (пальцы, шея, волосы или шапочка, обувь, одежда, брови, уши ит.д.).
· Умение понять и выполнять задания взрослого.
4. Личностное развитие:
· Ребёнок должен уметь устанавливать дружеские отношения.
· Умение считаться с коллективом, работать в паре, группе.
· Умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем.
· Проявление уважения к учителю.
· Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм поведения.
· Ребёнок должен уметь сам следить за своим поведением и двигательной активностью на уроке и во внеурочной деятельности. Слышать и реагировать на словесные замечания взрослых и сверстников.
· Первоклассник должен быть активным и самостоятельным в работе на уроках и во внеклассной работе.
· Ребёнок должен иметь желание учиться и идти в школу.
· Отсутствие школьной тревожности.
· Отношение ребёнка к самому себе складывается из представления о самооценке ребенка. Здесь тоже на помощь может прийти игра. Например, предложите ребёнку нарисовать себя на ступеньке бумажной лестницы, где на самом верху стоят, скажем, самые сильные ребята его группы, а на нижней – самые слабые. У некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, завышенная (самые верхние ступеньки), а иногда даже заниженная самооценка (самые нижние ступеньки). Это свидетельствует о том, что эти дети испытывают дефицит эмоциональной защищенности, поддержки, любви и внимания родителей.
Психологические тренинги для подготовки ребенка к обучению в школе.
ТРЕНИНГ 1. Ребенок увлеченно играет. Попросите его отвлечься и выполнить просьбу, состоящую из нескольких заданий (например – принеси мне плед и выключить телевизор). Повторяя такие задания, вы формируете навыки подчинения указаниям взрослого.
ТРЕНИНГ 2. Предложите ребенку игру – нарисовать узор под диктовку на бумаге «в клетку». Начинать надо с верхнего левого угла листа. Диктуйте: одна клетка вправо, две клетки вниз, одна влево и т.д. При этом развивается способность к пространственной ориентации, глазомер, умение внимательно слушать и выполнять задания.
ТРЕНИНГ 3. Возьмите текст книги с крупным шрифтом. Попросите ребенка подчеркнуть или вычеркнуть определенную букву в целом абзаце последовательно, строка за строкой. Регулярное выполнение таких игровых заданий способствует приобретению навыков концентрации внимания и активности мышления.
ТРЕНИНГ 4. Положите на стол 7-10 различных предметов и прикройте их полотенцем. Приоткрыв секунд на 10 и снова закрыв, предложите ребенку перечислить предметы. Затем поменяйте местами два каких-то предмета и предложите ребенку за те же 10 секунд определить разницу. Такие задания развивают внимание и активизируют зрительную память.
Помните, все тренинги должны проводиться только в виде игры с обязательной фиксацией результата. Ребенок должен сам стараться улучшать свои достижения.
ТРЕНИНГ 5. ЗАДАНИЕ «РИСУЕМ ВМЕСТЕ»
У каждой пары будет только один листочек. Рисовать надо вдвоем, вместе держась за один карандаш. Нарисуйте вдвоем картину на любую тему, но на этой картинке обязательно должны быть нарисованы дом и дерево. Какими они будут, и что вы еще нарисуете на своей картинке, решайте сами. Во время выполнения задания помните, что вы должны работать дружно, без ссор и обид.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к жизни среди одноклассников в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
•Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
• Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защититься.
• Не дерись без причины.
• Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
• Играй честно, не подводи своих товарищей.
• Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
• Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
• Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
• Старайся быть аккуратным.
• Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
• Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!