21.11.2018
Раскрашивание играет много ролей в развитии дошкольника - развитие пространственного мышления, глазомера, развитие мелкой моторики, воспитание работоспособности, терпеливости, аккуратности, чувства цветовой гармонии, стимулирует любознательность (иногда ребенок не знает, какого цвета раскрашиваемый объект в реальности, чем можно воспользоваться - объяснить, рассказать и показать).
Дети любят раскрашивать или перекрашивать по-своему обычные книжки, для этого не предназначенные. Еще они любят раскрашивать домики, цветы, машинки и кораблики, нарисованные мамой или папой.
Специально напечатанные книжки-раскраски иногда отвергаются детьми или раскрашиваются неохотно, «из вежливости». Это вызывает у взрослых недоумение, а иногда и более сильные эмоции. Как же так - раскрашивает все, только не раскраску?
Возможно, раскраска выбрана неточно. Ребенок сам выбирал и теперь сам не раскрашивает? Тогда все понятно: ребенок выбирает раскраски по обложке, ориентируется на изображение героя мультфильма или цветовую гамму.
КАКИЕ РАСКРАСКИ ПРЕДПОЧЕСТЬ?
Родителям при выборе книжки-раскраски для ребенка желательно обращать внимание одновременно на три основных особенности:
-соответствие возрасту;
-соответствие индивидуальному развитию ручных навыков конкретного ребенка;
-соответствие изображений знаниям или интересам ребенка.
Примерные ориентиры сложности книг-раскрасок
ДВУХЛЕТНИЕ дети редко что-то действительно раскрашивают, от них требуется лишь попасть карандашом или фломастером примерно в центр нарисованной фигурки, поэтому развлекать двухлеток раскрасками пока не стоит.
Для детей ОТ ДВУХ С ПОЛОВИНОЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ подбирайте раскраски с четкими «толстыми» линиями (3-4мм), крупными рисунками, по возможности с закругленными углами, без фона. Главное - небольшое количество крупных ясных деталей.
Например. Домик из трех-четырех деталей: сам домик, крыша, окно, дверь или труба. Рыбка: обозначены голова, глаз, хвост, плавник. Цветок: серединка, пять лепестков, стебель с листком.
Такие рисунки выглядят упрощенными и грубоватыми, но и раскраски этого типа нужны ненадолго, и их сотнями могут создавать родители, рисуя обычным маркером.
Детям ТРЕХ - ТРЕХ С ПОЛОВИНОЙ ЛЕТ можно предложить более детальные рисунки - у рыбки обязательно чешуя, у бабочки не просто два крыла, но еще и несколько элементов узоров на крыльях; у домика могут быть обозначены крыльцо, черепица на крыше, занавески в окне; допускаются символические элементы фона - растения, солнце. Рисунки также должны быть с четким ясным контуром, но он может быть потоньше - 2мм.
Для детей ТРЕХ С ПОЛОВИНОЙ - ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ допустимо большое количество деталей раскраски, но контур рисунков должен быть четкими по толщине приближаться к 1,5-2 мм, но ни в коем случае не тоньше 1 мм.
Детская рука не приспособлена к такой тонкой ручной работе, а четырехлетний ребенок в состоянии понять, что его штрихи при раскрашивании «выскочили» за рамки рисунка. К сожалению, очень часто дети делают вывод, что у них «не получается» и либо страдают, либо отказываются продолжать, избегая очередной неудачи.
Взрослые должны знать, что у них и не должно получаться! А если, получается - поздравьте себя и наградите ребенка! В любом случае даже очень красивый рисунок, если он выполнен штрихом, в виде эскиза или с обозначением светотени, - для раскрашивания рукой четырехлетнего ребенка не подходит!
ПЯТИЛЕТНИЕ дети обычно легко справляются с раскрасками любой степени сложности. Если ваш пятилетний ребенок раскрашивает «плохо», предложите ему в качестве игры раскраску для трех лет. Если и в этом случае его штрихи попадут за пределы рисунка - проконсультируйтесь у специалиста, чтобы понять: это лень, неумение или физиологические проблемы мелкой моторики?
Развивайте художественно-творческие способности детей!