21.11.2018
Три года –очень важный этап в жизни ребёнка. Именно в возрасте трёх четырех лет формируются основы будушей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый – малыш», а на равных, как с другом.
Трехлетнему ребёнку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший,даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.
В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. Вэто время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него ещё недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным. Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому.
Развитие психических процессов у ребенка 3-4 лет
Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.
Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.
Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы. Продолжает активно развиваться речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В три года малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов, развивается словарный запасребёнка.
К четырехлетнему возрасту велика потребность ребёнка в общении сосверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты. Начинает развиваться воображение. Ребёнок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями.
Игра – основной вид деятельности
Ведущая деятельность – игра. Значение игры для детей 3-4 лет чрезвычайно велико. В основном дети играют с игрушками и предметами заместителями. Сюжеты игры достаточно простые, содержащие не более 1-2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами. В три года детям доступны гендерные роли: девочка – женщина, мальчик – мужчина. Соотносят себя с представителями своего пола, различают других людей по половому признаку. Для малышей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность.
Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость.