21.11.2018
Зачем необходимо формировать певческое дыхание
у дошкольников
Певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники и от него зависит сила, красота и продолжительность звука. Для того, чтобы избавиться от различных дефектов в голосовом аппарате, нужно отучить детей петь крикливо, резко, напряжённо, соблюдать правильною певческую установку, так как она создаёт благоприятные условия для правильных, естественных движений как дыхательных органах, так и в голосовом аппарате. Часто ребёнок поднимает плечи и напрягает шею при вдохе потому, что он не умеет приготовиться к пению. Эти лишние движения мешают спокойной работе дыхания, которое должно происходить незаметно. Когда ребёнок выпрямляет свой корпус / прямая спина, слегка отведённые назад плечи, свободная шея/ его грудная клетка уже принимает положение вдоха и самый вдох делается незаметно, бесшумно, без напряжения, без перегрузки.
Как обучить детей дошкольного возраста правильному дыханию? Ведь они не поймут общепринятых сухих объяснений. Дыхание должно быть свободным, равномерным, естественным. Не все дети сразу понимают как нужно дышать. Надо рассказать и наглядно показать детям, как следует дышать, чтобы работали мышцы живота. А также нижних и верхних отделов грудной клетки. Певческий вдох следует брать бесшумно, достаточно глубоко, одновременно через нос и рот / в медленном темпе через нос /, обязательно с небольшой задержкой, которая активизирует вдох и создаёт «опору» / говорят «пение на опоре»/ ; задержка дыхания рождает звук, интонационно точный / «без подъезда»/, служит предпосылкой одновременного вступления хора по руке дирижёра.Выдох должен быть постепенный, равномерный, продолжительный, чтобы при этом связки были плотно сомкнуты, иначе звук будет сиплым и тяжёлым.
Всему этому ребёнка можно научить в форме игры. Предлагаются такие варианты игры:
1. «Цветочек».
- Ребята, сегодня мы с вами оказались на полянке! Как много здесь красивых душистых цветов! Давайте все « сорвём» по цветочку и понюхаем их! / при этом производится медленный бесшумный вдох, без поднятия плеч. Педагогу обязательно обращать внимание на плечи каждого ребёнка/.
- Понюхали цветочек. Давайте спрячем этот приятный запах, чтобы он нам надолго запомнился, глубоко в животике и закроем его там на «замочек». Держите крепко и не выпускайте этот запах. А я буду считать: 1, 2, 3, 4… / спрятать глубоко в животе» - значит сделать глубокий вдох; «закрыть на замочек» - задержка дыхания для опоры звука; счёт даётся для фиксации мгновенной задержки дыхания перед пением в последующем, больше 3-4 сек. считать не рекомендуется; при вдохе, когда «нюхаем» цветочек, не рекомендуется делать слишком глубокий вдох, т.к. возникает излишнее мышечное напряжение в голосовом и артикуляционном аппаратах/.
2. «Шмель».
- Ой, посмотрите ребята, на нашу полянку прилетел большой мохнатый шмель! Он тоже нюхает цветочки и поёт свою песенку. Давайте и мы понюхаем цветочек / дети делают медленный вдох/ и споём песенку шмеля: в-в-в-. Ребята, не берите много воздуха в животик и не выпускайте его сразу весь, тогда ваша песенка получится долгой. Ну-ка, шмелик, кто дольше споёт? / используйте эффективный приём соревнования; «не брать много воздуха в животик» - ведёт к перебору дыхания, что даёт детонацию звука, т.е. фальшивое пение./
3. «Одуванчик».
- Посмотрите сюда, ребята! Как много здесь воздушных цветков! А вы знаете как они называются?
- Одуванчики.
- Правильно. Давайте поиграем с ними! На каждом цветочке много пушинок-парашютиков. Если мы дунем на них, парашютики полетят. Сначала мы будем дуть легко, медленно и плавно / дети сдувают пушинки с воображаемых одуванчиков/.
- Посмотрите, нам не удалось сдуть все пушинки сразу. Давайте попробуем набрать побольше воздуха и одним резким выдохом сдуть все пушинки сразу. / дети делают глубокий вдох / задачи те же, что и в игре «Цветочек»/ и затем активный короткий резкий выдох, что развивает мышцы брюшного пресса; много раз подряд выполнять это упражнение не рекомендуется, т.к. это приводит к гипервентиляции лёгких, что ведёт к головокружению/.
- Ребята, вы не забыли, как пахнут ваши цветочки? Давайте вспомним. Ещё раз понюхаем… / дети делают бесшумный вдох /. Не забудьте закрыть на замочек в животике приятный запах. А теперь подуем на одуванчики «мягким ветерком». / Дети выполняют плавный продолжительный выдох/.
- Как красиво полетели пушинки! / Чередовать плавный выдох с активным коротким – « сдуть все пушинки сразу»/.
4. «Бабочки».
В этой игре, так же как и в следующих, о которых речь пойдет ниже, перед каждым упр-нием обязательно использовать упражнение «Цветочек» - взятие и мгновенная задержка дыхания.
Изготовление бабочек: вырезать из бумаги или нетканки кружок диаметром
10-15 см, сделать шар; прикрепить шар к нитке. Шар
должен быть лёгким и ярко раскрашенным, как
бабочка.
- На полянку к нам прилетели разноцветные «бабочки»! Давайте с ними поиграем! Сначала подуем на них легко и нежно, чтобы «бабочки» закружились у вашего лица. / Дети держат « бабочку» за ниточку и плавно, мягко дуют на неё несколько раз, а «бабочки» кружаться/.
- А теперь «бабочки» хотят поплясать с нами. Подуйте на них так, чтобы они подпрыгнули выше головы. /Дети выполняют это упр-ние несколько раз, делая резкий, сильный, активный выдох, а «бабочки» взлетают вверх/. Эту игру можно предложить, используя одну бабочку, в кругу или в одном ряду с ведущим: ведущий проносит «бабочку» перед детьми не останавливаясь. Дети должны успеть дунуть на «бабочку», чтобы она «отлетела» как можно дальше.
Упражнение со свечой продолжают ту же работу над дыханием, которая была начата с «бабочкой». Дети учатся выполнять короткие о долгие выдохи. Дети сидят или стоят в ряд. Педагог зажигает свечу и проносит перед детьми /у лица/:
- Подуем на свечу так, чтобы пламя только отклонилось./дети мягко дуют на свечу, стараясь не потушить её. Упражнение выполняется 2-3 раза/.
- А теперь надо потушить свечу одним выдохом / пронести свечу перед детьми, которые дуют на неё коротким активным выдохом/.
6. Игра с кубиками разного цвета.
Эта игра развивает не только дыхательный аппарат детей, но и их чувство ритма.
В игре используют 2 кубика. Один – красного цвета, другой – зелёного. У каждого кубика своя функция: красный кубик означает 1 долгий выдох, зелёный – 2 коротких выдоха. Показывая кубики поочерёдно, меняя их произвольно, педагог следит за ритмичностью выполнения упражнения детьми. Педагог предлагает детям каждый раз новый ритм / можно изобразить даже ход поезда с ускорением и замедлением в конце. А также можно предложить детям по ритму, выполненному выдохами, используя кубики, знакомую песню. В этом упражнении выполняются сразу несколько задач: развитие чувство ритма, дыхательного аппарата, внимания, музыкальной памяти/.
7. «Кораблики».
Изготовление кораблика: в качестве материала круглая пластиковая лёгкая /обязательно!/ небольшого размера /возможно из-под мёда, сыра и т.д./ с крышечкой, куда вставляется стержень /внутренний от использованного фломастера, на который скрепками прикрепляется парус из белой плотной нетканки.
Принцип этой игры тот же что и в упражнениях «бабочка» и «свеча». Ставятся столы с гладкой /!/ поверхностью, по которым дети выдохами /медленными или резкими/ посылают друг другу кораблики. Игра ведётся по двое с одним корабликом. Можно устраивать «морские бои», сбивая корабли «противника»
Все эти упражнения без пения, исключая «Шмель», применяются, чередуясь на занятиях, на первом этапе работы над дыханием для понятия о правильных дыхательных движениях, их ощущениях детьми, и для тренировки мышц брюшного пресса / как дыхательная зарядка/.
Достаточная натренированность дыхательных мышц является исключительно важным моментом в выработке ровного выдоха – звука.
После того, как дети ознакомились с упражнениями на дыхание без звука. Начинаем работу над певческим дыханием со звуком. Для этого мы применяем такие упражнения: гудок парохода или паровоза в примальной зоне /ми-соль/ - на гласную «у»;
Вой ветра – «у-у-у-…»;
Шелест листвы – «ш-ш-ш-…»;
Звуки насекомых: пчела – «з-з-з…»; жук – «ж-ж-ж…»; шмель – «в-в-в…»; все звуки стараться протягивать как можно дольше.
Позднее добавляем упражнения с пропеванием гласных на одном дыхании на определённой высоте /как можно дольше/, например: «Ворон». Далее работа над певческим дыханием проводится непосредственно в песне. Добиваясь пропевания фразы на одном дыхании, особенно в медленных песнях. Например: «колыбельная медведицы», «Котик» В.Кирюшина, «Здравствуй, утёнок» венг. нар. п.
8. «Пчёлки и цветы».
Дети делятся на 2 группы: одни изображают пчёл, другие – цветы. «Цветы» присаживаются в центре зала в разных местах на одно колено, «пчёлы» «летают» вокруг «цветов», делая выдох на согласную «з-з-з…» детям- «пчёлкам» даётся установка. Что как только кончится воздух, они садятся возле «цветов». После того, как все «пчёлки» опустились к «цветам», дети меняются ролями. Игра повторяется 2-3 раза.
Все выше описанные упр-ния и игры рекомендуется повторять 2-3 раза.
Кроме обучающей функции, которую несут эти упр-ния и игры, они имеют оздоровительное значение: укрепление голосовых связок, что способствует снижению уровня прстудных заболеваний; развитие мышц брюшного пресса; увеличивается жизненный объём лёгких; улучшается работа головного мозга в связи с насыщением сосудов кислородом.
Зов
Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.
По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а.
Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание.
Восьмёрка
Дети встают в круг. По сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился надутым, подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до 8, до тех пор, пока живот «не спустится» — выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.
Счет (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.