18.11.2022
В
музее рождается множество идей и проектов, которые чаще всего инициируются
детьми по следам беседы на утреннем круге или иной момент. Так получилось в игре-ходилке
по сказке "Гуси-лебеди", когда Герман воскликнул "Что такое
ЧУГУНОК?" и детское обсуждение, подхваченное педагогом, переросло в
историю знакомства с предметами музейной кухонной утвари и других бытовых вещей
из прошлого. Оказывается, что пользоваться тяжёлым, не имеющим ручек ЧУГУНКОМ,
можно только с помощью ухвата, в котором уже нет необходимости в современном
доме без печи. "Было - стало", игра, в которой ребята помогали
находить современных "родственников" - мискам - тарелки, горшкам и
чугункам - кастрюли, ушату - таз, жбану, рубелю - утюг, сундуку - шкаф ... Высказывания
детей, многие из которых имеют тяжёлые нарушения речи, в момент наполнялись колоритной
активной лексикой.
Логичные
вопросы о профессиях людей прошлого, инициированные на первых порах взрослым, часто
становились главным вопросом дня целой группы. Так проявился проект "Профессии
живут в музее" об исчезнувших или редких видах занятий человека. На вопрос
"Где спряталась профессия?" не каждый из гостей мог быстро найти хоть
какой-то ответ. Спасали детские подсказки на экспонатах и последующий рассказ
маленьких экскурсоводов о том, чем занимался, например, владелец колес телеги, обладатель
молочных горшков, хозяин гончарного круга или огромного кожаного фартука,
ажурных салфеток...