19.02.2023
Легко разделить с нашими детьми любовь,
уважение и интерес к музыке. Более того, музыка формирует жизненные способности
ребенка на всю оставшуюся жизнь. Музыкальные упражнения в течение первых лет
жизни вашего ребенка укрепляют его самооценку и стимулируют выразительность.
Музыкальный ритмы дают толчок развитию моторики. Заучивание мелодий и слов
развивает слух и помогает детям улучшить восприятие. Прослушивание и обучение
музыке позитивно влияют на многие аспекты развития и образования ребенка.. Игра
на фортепиано в дошкольном возрасте влияет на развитие коры головного мозга,
органа, отвечающего за мышление, речь, зрение, слух и творчество. Музыкальное
образование усиливает общие способности ребенка к обучению и его математические
навыки.
Музыка это несомненный ресурс жизни, роста и
образования, который может стать неотъемлемой частью жизненного опыта ребенка.
Чтобы помочь детям понять музыку, нужно
отдельно взглянуть на каждую из ее составляющих. Во-первых, это звук,
который производим мы, или который поступает из другого источника. Предлагаем
несколько примеров звука: чириканье птиц, свист чайника и стук ложкой по
тарелке. На нашем теле звук соответствует центральной нервной системе. Приятный
звук как бы открывает и расширяет нас. Звук может активизировать или успокоить.
Пронзительный резкий звук приводит наши нервы в крайнее раздражение. Звук
является первым шагом в создании музыкального произведения. Вот несколько
способов экспериментов со звуком для родителей и детей:
-
Выясните, слушают ли дети звуки вокруг них. Как много разных звуков они могут
услышать в кухне или во дворе?
-
Поощряйте творческие способности детей в извлечении звуков. Пусть они тренируют
свой голос или используют бытовые предметы в качестве музыкальных инструментов.
Позвольте им свободно издавать приятные, раздражающие или глупые звуки.
Целью звука является вовсе не создание
«красивой музыки», а рост самовыражения детей. Нужно научить ребенка открыть
уши к окружающему миру.
Вторым компонентом музыки считается ритм.
Ритм определяет и организует движение звука на протяжении такта. Например,
насколько свист чайника долог и равномерен или короток и прерывист?
В нашем теле ритм приблизительно относится к
пульсу и дыханию. Если музыкальный темп быстр и равномерен, то наше биение
сердца и движения тела будут это отражать. Если мы устали, то прослушивание
африканского барабана может вернуть наше тело в бодрое состояние. С другой
стороны, если двухлетний младенец вышел из-под контроля, медленная ритмичная
музыка Баха или Вивальди восстановит внутренний покой и умерит активность
малыша. Экспериментируйте с ритмом и звуком.
-
Пусть ваши дети играют в различном темпе: быстром, медленном, равномерном,
прерывистом.
-
Научите детей слушать различные ритмы вокруг них, наподобие капания воды из
крана или тиканья часов.
-
Попробуйте хлопать в ладоши в соответствии с ритмом стихотворения или топать
ногами в ритме любимой музыкальной мелодии. Такие упражнения очень нравятся
детям и прекрасно развлекают их.
И, наконец,
поговорим о мелодии.
Мелодия соответствует нашим эмоциям. Она добавляет к звуку и ритму способности
чувствовать. Это та часть музыки, которая описывает горы и долины личного
опыта. Она доходит прямо до нашего сердца и чувствительности. Мелодия может
возвысить наш дух, успокоить нас во время стресса или растрогать до слез.
ощущение умиротворения, интереса или, наоборот, дискомфорта и недомогания?
Раннее знакомство детей с мелодией, наряду со звуком и темпом, поможет им
развить способности самовыражения.
Пусть дети пробуют
тихо напевать или создать собственные мелодии, добавляя к звуку эмоции.
Экспериментируйте с
эмоциональными звуками: счастьем, грустью, смехом и т.п.
Мелодия превращает звук в персональное и уникальное сообщение. Играя со звуком, ритмом и мелодией, наши дети откроют для себя новый мир и новую возможность самовыражения в тех случаях, когда трудно найти слова.
Подготовила: Батенева Оксана Валерьевна, музыкальный руководитель