09.11.2021
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области (далее - Министерство образования) информирует, что одним
из направлений обучения является формирование культуры безопасного поведения
обучающихся на воде в осенне-зимний период.
Согласно методическим рекомендациям по безопасному
поведению детей на водных объектах в осенне-зимне-весенний период,
разработанным федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением
дополнительного образования детей «Федеральный центр детско-юношеского туризма
и краеведения» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
03.05.2017 № 09-941), причинами смертности детей при несчастных случаях на
воде, как правило, являются их безнадзорность во время пребывания на водных
объектах в период становления и таяния ледяного покрова, неумение правильно
вести себя, детская беспечность и самоуверенность, страх, несоблюдение правил
безопасного поведения на воде, а также отсутствие опыта при оказании помощи
людям, оказавшимся в воде.
Задача педагогических работников и родителей (законных
представителей) обучающихся не только постоянно напоминать детям об опасностях,
таящихся на водных объектах, но и разъяснять им причины возникновения опасных
факторов, способы избегания этих опасностей и приемы действий в случае
возникновения чрезвычайных ситуаций, то есть предвидеть опасность, по
возможности, избегать ее и при необходимости действовать.
Несовершеннолетний должен не запоминать перечень
опасностей, а знать их причины и признаки, уметь действовать так, чтобы
исключить или избежать возможности их возникновения.
Профилактика несчастных случаев на водоемах при
ледоставе, в зимний период должна включать в себя не только разъяснения
обучающимся правил безопасного поведения на воде, но и обучение их действиям по
оказанию помощи терпящим бедствие на воде. Детей следует ознакомить с
особенностями образования и свойствами ледяного покрова. Осенний лед в период
до наступления устойчивых морозов, непрочен. Утром после ночных значительных
понижений температуры воздуха он способен выдерживать небольшую нагрузку, но
днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится
пористым и непрочным, хотя сохраняет достаточную толщину. Водоемы замерзают
неравномерно: сначала образуется ледяная корка у берега, на мелководье, в
защищенных от ветра заливах, а затем уже распространяется на весь водоем. На
одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при
одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъемностью. На
озерах, прудах, а также на водоемах со стоячей водой лед появляется раньше, чем
на реках, где течение задерживает образование льда. Следует обратить особое
внимание обучающихся на то, что основным условием безопасного пребывания на
льду является соответствие толщины льда прилагаемой нагрузке. При этом
безопасная толщина льда составляет:
для одного человека - не менее 7 см;
для сооружения катка -12 см и более;
для сооружения пешей переправы -15 см и более;
для организации массовых спортивных и праздничных
мероприятий - 25 см и более.
При визуальной оценке прочности льда следует учитывать
следующее: самым прочным считается лед голубого цвета; прочность белого льда в
два раза меньше; лед серый и матово-белый или с желтоватым оттенком не надежен.
На открытом бесснежном пространстве лед всегда толще; лед молочно-мутный,
серый, обычно ноздреватый и пористый - такой лед обрушивается без
предупреждающего потрескивания. Следует иметь в виду, что снег, выпавший на
только что образовавшийся лед, маскирует полыньи и замедляет рост ледяного
покрова. Вместе с тем, только специалист может объективно оценить состояние
льда.
В рамках проведения профилактических мероприятий по
вопросам безопасного поведения детей на водных объектах в осенне-зимний период
педагогам следует обратить внимание обучающихся и их родителей (законных
представителей) о необходимости знать опасные места на водоемах, где лед всегда
более тонок: на течении, особенно быстром; на глубоких и открытых для ветра
местах, над тенистым и торфяным дном, у болотистых берегов, в местах выхода
подводных ключей, под мостами, в узких протоках, вблизи мест сброса в водоемы
теплых и горячих вод промышленных и коммунальных предприятий, в местах, где
растет камыш, тростник и другие водные растения, в нижнем бьефе плотины, где
даже в сильные морозы кратковременные попуски воды из водохранилища способны
источить лед и образовать в нем опасные промоины.
Правила поведения на
водоемах в осенне-зимне-весенний период (методические рекомендации по
безопасному поведению детей на водных объектах в осенне-зимне-весенний период,
разработанные федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением
дополнительного образования детей
«Федеральный центр детско- юношеского туризма и краеведения» (письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.05.2017 № 09-941)
1.
Первый выход на ледяной покров водоема
разрешается только в присутствии взрослых, предварительно проверивших толщину и
прочность льда и определивших места выхода на лед.
2.
Переходить водоем по льду нужно по оборудованным
переправам. Если таких переправ нет, то переходить можно только в сопровождении
взрослых. Им, прежде чем двигаться по льду, надо убедиться в его прочности.
Прочность льда рекомендуется проверять пешней. Если после первого удара лед
пробивается и на нем появляется вода, нужно немедленно остановиться и идти
обратно по следам. Первые шаги на обратном пути надо делать, не отрывая подошвы
от льда.
3.
Категорически запрещается проверять прочность
льда ударом ноги.
4.
Во всех случаях, прежде, чем сойти с берега на
лед, необходимо внимательно осмотреться, наметить маршрут движения, выбирая
безопасные места. Лучше всего идти по проложенной тропе. Опасно выходить на лед
при оттепели. Не следует спускаться на лед в незнакомых местах, особенно с
обрывов.
5.
По возможности надо избегать движения по льду.
При необходимости движения по льду следует быть осторожным, внимательно следить
за поверхностью льда, обходить опасные и подозрительные места. Следует
остерегаться площадок, покрытых толстым слоем снега: под снегом лед всегда
тоньше, чем на открытом месте.
6.
Особенно осторожным нужно быть в местах быстрого
течения реки, вблизи выступающих на поверхность кустов, осоки, травы, где ручьи
впадают в водоемы, выходят родники и вливаются теплые сточные воды промышленных
предприятий, где ведется заготовка льда и другие.
7.
При групповом переходе по льду надо двигаться на
расстоянии 5-6 метров друг от друга, внимательно следя за идущим впереди.
8.
При перевозке небольших по размерам, но тяжелых
грузов их следует класть на сани или брусья с большой площадью опоры.
9.
Кататься на коньках разрешается только на
специально оборудованных катках. Если каток устраивается на водоеме, то катание
разрешается лишь после тщательной проверки прочности льда (толщина льда должна
быть не менее 12 см). Массовое катание разрешается при толщине льда не менее 25
см.
10.
Запрещается ходить и кататься на льду в ночное
время и, особенно, в незнакомых местах, за исключением специально оборудованных
мест.
11.
При переходе водоема на лыжах рекомендуется
пользоваться проложенной лыжней. Если приходиться идти по целине, то для
обеспечения безопасности крепления лыж следует отстегнуть, чтобы при необходимости
можно было быстро освободиться от лыж. Палки надо держать в руках, петли с
кистей рук снять, рюкзак держать на одном плече. Расстояние между лыжниками
должно быть 5-6 м. Во время движения по льду лыжник, идущий первым, ударами
палок по льду определяет его прочность, следит за характером льда.
12.
В случае провала льда под ногами надо
действовать быстро и решительно: широко расставив руки, удержаться на
поверхности льда, без резких движений стараться выползти на твердый лед, а
затем, лежа на спине или на груди, продвинуться в сторону, начала движения,
одновременно призывая на помощь.
Самое главное: дети должны усвоить, что выходить на лед
можно только после того, как его обследуют взрослые, а взрослые должны знать,
что нельзя оставлять детей без контроля вблизи водных объектов.