Формирование навыков правильного звукообразования

26.03.2021

Обучение детей пению – очень важная и сложная задача. Для развития у детей музыкального слуха и вокально-хоровых навыков важно все: и используемые методы и приёмы, и выразительность показа педагога, и то , как дети расположены во время пения. Важно внимательно следить за осанкой детей во время пения (прямая спина, опора на пятки).

Поскольку навыки пения усваиваются постепенно, к этим требованиям необходимо возвращаться на каждом занятии – это способствует развитию навыков правильного звукообразования, напевности.

Работая над формированием округлых гласных в песнях с умеренным темпом, для ровности звука целесообразно использовать упражнения на гласных «у», «ю», а так же  песни с нисходящим движением мелодии. Большое внимание уделяется звуку «о», специального округления требуют звуки «и», «а», «е».

Педагог показывает детям, как гласные звуки мы тянем, а согласные произносим четко и легко (особое внимание уделяется произношению согласных в конце слова).

Приведём примеры игр и упражнений на развитие голоса, которые используем на музыкальных занятиях с детьми 5-7 лет.

Игры на развитие правильного звукообразования

1.                 «Качели»

На этом упражнении дети учатся выполнять «глиссандо», - «скольжение». Во время пения «глиссандо» мы проговариваем «куда пошёл звук!- вверх или вниз, без точного определения звуковысотности. Детям предлагается представить, как двигаются качели.

Дети могут показать, как двигаются качели- поочерёдно вверх и вниз. После этого каждому ребенку предлагается произнести любой звук или слово приёмом «глиссандо». Например, слово «вверх» надо медленно произнести, начиная с низкого звука, а затем выше и выше.

Слово «вниз» произносится с высокого звука, постепенно понижая его. Затем разучиваются слова попевки, словно мы «качаемся на качелях».

Голосом показывая, куда движутся качели- вверх или вниз.

 

Качели на веревочках

Понравились девчоночкам,

И мальчики довольны:

Все покачались вволю.

 

2.                 «Ракета»

«Запускаем двигатель» на одном звуке : «У-у-у…», затем используем приём «глиссандо» вверх: «Ракета взлетела»

3.                 Игры на развитие импровизаци

«Спой вместе со сказочным героем»

1)                   Какую песню пела мама-Коза, когда возвращалась к своим козлятам?

Козлятушки, ребятушки,

Отворитеся, отопритеся!

Ваша мама пришли,

Молочка принесла!Хочу такой сайт

  

2)                   Какую песню пел Колобок, когда катился по лесу?

Я Колобок, Колобок,

По сусеку скребён,

По амбару метён,

На сметане мешён,

На окошке стужён.

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл…

 

3)                   Что пела хитрая Лисичка, когда ехала на Сером Волке?

 

«Битый небитого везет…»

 

4.                 Игры и упражнения для развития дыхания

1)     «Веселый паровозик»: детям даётся установка:

«Чей паровозик дольше проедет?». Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку руководителя «паровозик едет»: «Чух-чух-чух…»- так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот «паровозик», у которого дольше хватило дыхания.

2)     «Воздушные шарики»: детям предлагается «надуть воздушные шарики» (дыхание короткое, через нос). Сначала «надуваем шар», затем со звуком «тс-с-с-с…» - «сдуваем», делая полный сброс воздуха. Для  контроля нужно держать руку на животе.

3)     «Сердитая муха»: Муха «жужжит над ухом»? «Дз-з-з-з…» - на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.

4)     «Егорка»: исполнение скороговорки, которая должна произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдыхания воздуха:

Как на горке, на пригорке

Жили тридцать три Егорки,

Раз Егорка, два Егорка…

Чем больше «Егорок» сможет назвать ребенок, тем больше у него объём лёгких.

Музыкальный руководитель МАДОУ № 43

Берестова

Светлана Михайловна

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».