30.08.2024
Название
программы |
Шахматы: там клетки
черные и белые |
Формы
обучения |
очная |
Нормативный
срок обучения |
3 года |
Язык,
на котором осуществляется образование |
русский |
Учебные
предметы |
Познавательное
развитие «Формирование
элементарных математических представлений» |
Практика |
не предусмотрена |
Использование
электронного обучения и дистанционных технологий |
предусмотрено |
Аннотация
к дополнительной
общеразвивающей программе
«Шахматы: там
клетки черные и белые»
естественнонаучной
направленности для детей 6-7(8) –го года жизни
Развитие инженерно-технического направления в современной промышленности
ставит новую задачу перед образованием - подготовку специалистов с современным
инженерно-техническим мышлением.
Для этого в дошкольном возрасте важная роль уделяется развитию
интеллектуальных способностей, что значительной степени способствует
становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих
способностей.
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет
реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков –
сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения,
поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм
обучения. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих детей,
когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы,
выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование
занимательного материала, включение игровых ситуаций, чтение дидактических
сказок, рассказов и др.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей
многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с дошкольного возраста помогает многим детям не отстать
в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч
детей некоммуникативного типа. Также данная игра способствует расширению круга
общения, дает возможность полноценного самовыражения, самореализации позволяет
этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с
давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и
увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством. Поэтому
актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию
содержательного досуга детей, удовлетворение их потребностей в активных формах
познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост
нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
Современное общество живет в мире постоянного умножения потока
информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Несмотря на
то, что шахматы – одна из древнейших игр, но в тоже время и самая современная
игра, привлекающая все большее число поклонников во всем мире.
Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится,
развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического
развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая
много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей
шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости,
развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует
формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность,
самостоятельность.
Актуальность создания подобной программы обусловлена тем, что в
дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения,
и, следовательно, необходимо совершенствовать методы, приемы и средства
познавательного развития детей, использовать те, которые в значительной степени
способствуют становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их
творческих способностей.
В дошкольном возрасте
шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько
функций.
1. Познавательную. Играя в
шахматы, ребенок учится мыслить, логически рассуждать, сравнивать, просчитывать
свои действия, а также предвидеть реакцию соперника. Кроме того, игра
способствует развитию фантазии и творческих способностей.
2. Воспитательную. Придя в
школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках.
Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся
самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
Шахматы учат дошкольников логически мыслить, запоминать, сравнивать,
предвидеть результат, планировать свою деятельность, дисциплинируют мышление,
воспитывают сосредоточенность, развивают память.
Таким образом, шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает
его духовный мир. Переходя от взрослых к детям, удивительная игра может стать
средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.
Цели программы: Знакомство детей с игрой «шахматы»; формирование первичных
умений игры в шахматы.
Задачи программы:
• Вызвать интерес
воспитанников к игре в шахматы
• Познакомить с шахматными
фигурами, их названиями и игровыми возможностями
• Познакомить с шахматным
полем, основными понятиями (белые, черные поля, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр)
• Познакомить с начальной
расстановкой фигур на шахматном поле
• Дать представления и
формировать игровые умения приемов игры в шахматы (правила ходов и взятие
фигур).
• Учить детей играть
шахматными фигурами не нарушая правил.
• Обучить простым
комбинациям, теории и практике шахматной игры.
• Формировать отношение к
шахматам как к серьезному, полезному и нужному занятию, имеющему
научно-техническую и творческую направленность.
• Воспитывать в детях
настойчивость, целеустремленность, концентрацию внимания, • Развивать умение производить расчеты
на несколько ходов вперед.
• Формировать умения
строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии (шах,
мат, ничья).
Ссылка на раздел: https://43shl.tvoysadik.ru/?section_id=864