30.08.2023
Название
программы |
Волшебные палочки |
Формы
обучения |
очная |
Нормативный
срок обучения |
зависит от времени зачисления и
тяжести речевого дефекта ребенка |
Язык,
на котором осуществляется образование |
русский |
Учебные
предметы |
Речевое
развитие «Развитие
речи» |
Практика |
не предусмотрена |
Использование
электронного обучения и дистанционных технологий |
предусмотрено |
Аннотация
к дополнительной общеразвивающей программе
социально-педагогической направленности
для детей 5 – 7(8) лет с речевыми нарушениями
В последние годы в детской
популяции наблюдается катастрофическое уменьшение количества здоровых детей.
Задержка и нарушение темпов речевого развития может быть вызвана различными
причинами: как функционального характера, так и следствием органического
поражения центральной нервной системы (ЦНС). Устранение причин, вызывающих
отклонения в развитии ребёнка, изменение условий его воспитания, определяют
успешность дальнейшего развития ребёнка в дошкольном и школьном возрасте.
Своевременная коррекция нарушений речевого развития, является необходимым
условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний, а также
фактором, оказывающим влияние на развитие личности ребёнка. Очень важно выявить
неблагополучие речевого развития ребёнка и преодолеть его как можно раньше.
Наиболее чувствительный, сензитивный, период для развития речи - от года до
пяти лет. Чем раньше нормализована речь ребёнка, тем более благоприятным будет
прогноз его дальнейшего развития. В дальнейшем у детей с функциональными или
органическими расстройствами ЦНС формируются нарушения других органов и систем,
в частности, сочетанные или изолированные расстройства речи, поэтому резко
возросло количество детей с речевыми проблемами.
В настоящее время
формируется определённая тенденция в отношении образования ребёнка. С одной
стороны повышаются требования социума к ребёнку, к системе образования, а с
другой стороны, когда идёт увеличение количества нездоровых, физиологически
незрелых детей, задачи обеспечения качества образования усложняются. Во многих
случаях для таких детей требуются особые образовательные условия. В существующей
системе современного дошкольного образования, оказания
коррекционно-образовательной помощи возникло противоречие: между необходимостью
реализации рекомендованных муниципальной психолого-медико-педагогической
комиссией (МПМПК) программ коррекции речи у детей с ТНР и невозможностью их
полноценного освоения. Определённый дефицит адаптированного программного материала
для детей с ТНР дошкольного возраста в контексте вышесказанного, определяет
актуальность и практическую востребованность программы
дополнительного образования «Волшебные палочки» с учётом нейропсихологического
подхода для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста. Специально
направленная образовательная деятельность может служить определённым стимулом
разностороннего развития и удовлетворения особых потребностей на последующих ступенях
получения образования. Наряду с проблемой оказания полноценной своевременной
коррекции детям с тяжёлыми
нарушениями речи, остаётся актуальным вопрос эффективности логопедической
работы с детьми, имеющими фонетические и фонетико-фонематические нарушения речи
(ФНР и ФФНР соответственно), количество которых среди детей дошкольного
возраста также является значительным.
Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта являются фонетические
нарушения. Они требуют комплексной логопедической работы, так как отрицательно
влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического строя
речи, вызывая вторичные отклонения в их развитии. Эти расстройства затрудняют
процесс школьного обучения детей. Своевременная коррекция нарушений речевого
развития, является необходимым условием психологической готовности детей к
усвоению школьных знаний.
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные палочки»
социально-педагогической направленности для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (5 – 7(8) лет),
предназначена для организации дополнительного образования детей с нарушением
звуковой и смысловой стороны речи, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Срок реализации дополнительной образовательной программы зависит от
времени зачисления и тяжести речевого дефекта ребенка, а в случае
необходимости, может быть продлён. Комплектование осуществляется в соответствии
с заключением МПМПК. Вопрос о продлении срока обучения решается МПМПК. Для
освоения дополнительной образовательной программы дети с нарушениями речи
принимаются с 5-6-ти летнего возраста со сроком обучения от 1 до 3-х
лет – в зависимости от степени тяжести речевого дефекта.
Содержание дополнительной образовательной программы способствует
целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным
направлениям:
• речевое развитие;
• социально-коммуникативное
развитие;
• познавательное развитие;
• художественно-эстетическое
развитие;
• физическое развитие.
Программа дополнительного образования направлена на создание условий
максимально возможного исправления речевых дефектов у дошкольников с
нарушениями речи.
Реализация дополнительной образовательной программы способствует
формированию базы для позитивной социализации ребёнка с нарушением речи, его
всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
коррекционно-развивающей деятельности.
Дополнительная образовательная программа разработана с учётом комплекса
парциальных программ и методических пособий.