22.02.2023
Инженер во все времена – это «решатель проблем». Если посмотреть на всех инженеров: конструкторов, энергетиков, механиков, программистов – всё это люди, решающие проблемы. Они делают это разными способами, используя разные инструменты, и их компетентность в той или иной области может быть разной. Но общая нить всех инженеров, сердце их профессии – это организованный способ искать решение проблем. Не имеет значения, с какого типа проблемой ты столкнулся – технического, организационного или социального плана. Инженерная мысль просто анализирует проблему и ищет решение.
Но ведь в этом же заключается и детское проектирование, которое сегодня находит все больше сторонников среди педагогов-дошкольников.
Инженер во все времена – это «решатель проблем». Если посмотреть на всех инженеров: конструкторов, энергетиков, механиков, программистов – всё это люди, решающие проблемы. Они делают это разными способами, используя разные инструменты, и их компетентность в той или иной области может быть разной. Но общая нить всех инженеров, сердце их профессии – это организованный способ искать решение проблем. Не имеет значения, с какого типа проблемой ты столкнулся – технического, организационного или социального плана. Инженерная мысль просто анализирует проблему и ищет решение.
Но ведь в этом же заключается и детское проектирование, которое сегодня находит все больше сторонников среди педагогов-дошкольников.
С апреля 2018 года МАДОУ №43стало площадкой по апробации дополнительной общеразвивающей программы дошкольного образования естественно – научной и технической направленности «Играем и моделируем в LigroGame» ( автор Молоднякова А.В.), которая является модульной программой, направленной на развитие интереса к техническому творчеству и предметам естественно - научного цикла, ориентации детей в игровой и познавательной деятельности на новые стандарты в сфере инженерного образования, связанные с концепцией цифрового производства и конвергенции технологий.
Оригинальное программное обеспечение LigroGame, которое является инструментальной образовательной средой программы, является победителем и участником многих конкурсов по направлению EdTech:
- финалист конкурса Hackathon 2025 в разделе «образование» (2018), где были собраны лучшие инновационные IT-решения в рамках концепции города будущего в городе Екатеринбург,
- финалист акселератора УрФУ (2 место, 2018) и другие образовательные конкурсы по теме цифрового образования.
Дети в дошкольном возрасте постоянно заняты созданием чего-то нового, исследованием, изучением, экспериментированием. А в процессе образовательной деятельности в детском саду они получают первые знания и навыки, чтобы естественная спонтанная потребность детей к новым открытиям и впечатлениям, стала целенаправленной и продуктивной деятельностью. Когда дети возводят башни из кубиков, они изучают основы строительства и понятие «стабильности». Рисуя – палитру цветов. Занимаясь лепкой или оригами – постигают азы пространственного моделирования. Основная задача воспитателя в этом процессе – поддержать детскую инициативу, научить преобразовывать идеи в прикладные решения через формы конструктивно – модельной деятельности и продуктивной деятельности, научить детей нестандартно мыслить при решении игровых проблем. Постепенно дети начинают понимать, что значит начать с идеи и превратить ее в настоящий проект с конечным результатом.
Инженер во все времена – это «решатель проблем». Если посмотреть на всех инженеров: конструкторов, энергетиков, механиков, программистов – всё это люди, решающие проблемы. Они делают это разными способами, используя разные инструменты, и их компетентность в той или иной области может быть разной. Но общая нить всех инженеров, сердце их профессии – это организованный способ искать решение проблем. Не имеет значения, с какого типа проблемой ты столкнулся – технического, организационного или социального плана. Инженерная мысль просто анализирует проблему и ищет решение.
Но ведь в этом же заключается и детское проектирование, которое сегодня находит все больше сторонников среди педагогов-дошкольников.
Вопросы подготовки инженерных кадров обсуждаются на разных уровнях власти. В связи с этим особую актуальность имеет реализация инициированной губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым комплексной программы «Уральская инженерная школа». Целью Программы является обеспечение условий для подготовки в Свердловской области рабочих и инженерных кадров в масштабах и с качеством, полностью удовлетворяющим текущим и перспективным потребностям экономики региона с учетом программ развития промышленного сектора экономики, обеспечения импортозамещения и возвращения отечественным предприятиям технологического лидерства.
Какие же технологии и формы организации детского технического творчества актуальны в условиях нового запроса к подготовке инженерных кадров, с учетом запросов цифровой экономики и нового технологического уклада – конвергенции технологий, который базируется на междисциплинарном синтезе естественно – научных знаний?
Прежде всего, это те формы технического творчества, которые в элементарном виде соответствуют проектной деятельности современного инженера в условиях цифрового производства, а значит, применяют в рамках детского проекта цифровые технологии для создания и проектирования нового продукта.
В деятельности кружка «Играем и моделируем вLigroGame» педагогами дополнительного образования ресурсного центра используется одноименная дополнительная общеразвивающая программа естественно – научной и технической направленности «Играем и моделируем вLigroGame» ( автор Молоднякова А.В.), которая является модульной программой, направленной на развитие интереса к техническому творчеству и предметам естественно - научного цикла, ориентации детей в игровой и познавательной деятельности на новые стандарты в сфере инженерного образования, связанные с концепцией цифрового производства и конвергенции технологий.
Программа реализует так называемыйSTEM – подход, который является одним из примеров конвергентного образования (аббревиатура от Science — естественные науки, Technology — технологии, Engineering — инжиниринг, проектирование, дизайн, Mathematics — математика) и использует элементы поисково – исследовательской деятельности для создания базы элементарных естественно – научных представлений у детей и технологии современной проектной деятельности, основанные на цифровых технологиях.
Оригинальное программное обеспечениеLigroGame, которое является инструментальной образовательной средой программы, является победителем и участником многих конкурсов по направлениюEdTech:
-финалист конкурса Hackathon2025 в разделе «образование» (2018), где были собраны лучшие инновационные IT-решения в рамках концепции города будущего в городе Екатеринбург,
- финалист акселератора УрФУ (2 место, 2018) и другие образовательные конкурсы по теме цифрового образования.
Программа включает три образовательных модуля, первый из которых - «Друзья Лигрёнка. Признаки и их значения», направлен на формирование элементарных естественно – математических представлений, системы эталонов признаков предметов живой и неживой природы (модель ОТСМ – ТРИЗ), навыков поисково – исследовательской деятельности по изучению предметного мира.
Дети в игровой форме знакомятся с главным персонажем программы – Лигрёнком и его друзьями, каждый из которых знакомит детей с каким – либо физическим признаком: цветом, формой, материалом, размером и другими.
Данные представления закладывают у детей основы для деятельности по проектированию предметов или объектов в электронной трехмерной средеLigroGame. Эта деятельность называется «моделированием» и предполагает создание модели объекта на его основных информационных признаках: цвет, форма, размер, материал.
Технология моделирования имеет самодостаточный образовательный ресурс для развития у старших дошкольников абстрактных форм мышления, но в дополнительной программе «Играем и моделируем в LigroGame» данная технология используется в рамках проектной деятельности, которая реализует концепцию подхода к инженерному образованию CDIO.
CDIO – этовсемирная инициатива к стандартам инженерного образования (от англ. – придумывай, разрабатывай, внедряй, управляй), «комплексный подход к подготовке инженерных кадров, определяющий стандарты в достижении инженерных компетенций, разработке образовательных программ, их материально-технического и методического обеспечения, подборе и обучении преподавателей. [1].
Стандарт 1. CDIO как общий контекст развития инженерного образования. Принятие принципа, согласно которому развитие и реализация жизненного цикла продуктов, процессов и систем происходит в рамках модели «придумывай-проектируй-реализуй-управляй», которая и является общим контекстом инженерного образования.
Как реализован данный стандарт в рамках проектной деятельности детей? Проектирование темы проекта состоит из следующих этапов (фаз):
- инициация проблемы педагогом или замысел идеи, начальная фаза проектирования с помощью инструмента – схемы модели (этап «Придумывай»),
- создание модели в электронной среде LigroGame (этап «Моделируй»),
- реализация модели на 3 D принтере (этап «Создавай»),
- включение продукта детской деятельности в игровую среду детской группы (этап «Играй»).
То есть, в условиях раннего инженерного образования данная модель имеет алгоритм «придумывай – моделируй – создавай – играй», где так называемый, этап «эксплуатации изделия», будет на уровне дошкольника реализован в виде включения детского изделия в игровую среду ребенка.
Первые навыки проектной деятельности с использованием алгоритма жизненного цикла продуктаCDIO дети осваивают во втором модуле«Мои первые проекты в формах» и закрепляют в техническом творчестве в заключительном модуле программы «Проектируем и создаем свой мир!».
Основная цель деятельности кружка «Играем и моделируем в LigroGame» – дать детям элементарные представления о современных инженерных технологиях проектирования и реализации проекта на основе 3Dпечати, а также сформировать у детей первый опыт освоения данных технологий для создания своих детских проектов.
LigroGame – проектируй и создавай свой МИР!
Мероприятия, где педагоги ресурсного центра представляли опыт реализации инновационных инженерных практик по дополнительной программе «Играем и моделируем вLigroGame»:
- Международная промышленная выставка ИННОПРОМ – 2018 (12.07.2018);- Московский международный форум – Город образования (2.09.2018);
- семинар – практикум по теме: «Формирование раннего инженерного и технологического образования на основе инновационной программной среды LigroGame в условиях дошкольного образовательного учреждения» ( 18.09.2018, на базе ресурсного центра);
- мероприятия в рамках V Национального чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WORLDSKILLS - HI – TECH и Международного фестиваля детского и молодежного научно – технического творчества «От винта!»;
https://www.youtube.com/watch?v=In5GM7euNGo Изучаем признак ФОРМА
https://www.youtube.com/watch?v=0rFqYSDcu9M&t=8s Моделируем объект на основе его информационных признаков
https://www.youtube.com/watch?v=E4hYMfQ0gBA Работа со схемой (заполнение морфологической матрицы)
Этапы познавательно-исследовательского проекта
«Защитники Отечества» с использованием игровой компьютерной технологии