13.08.2020
Ответственность за последствия таких ДТП несут
законные представители подростков
С начала 2020 года в Свердловской области
регистрируется рост числа ДТП с участием несовершеннолетних водителей,
управляющих транспортными средствами – автомобилями, мотоциклами,
квадроциклами, мотовездеходами. Таких ДТП зарегистрировано уже 76. В результате
ДТП травмы получили 48 человек и большая часть из них – 77% - это подростки в
возрасте до 18 лет.
У подростков, управляющих транспортными средствами,
отсутствуют водительские удостоверения соответствующих категорий: они либо не
достигли определенного возраста, чтобы пройти обучение в автошколе и получить
удостоверение, либо, даже при достижении возраста (водительское удостоверение
на право управления мотоциклом можно получить в 16 лет) - у них нет желания
узаконить свое право управления мотоциклами.
Очередное ДТП с участием 15-летнего подростка на
квадроцикле произошло накануне, в Ревдинском районе. Несовершеннолетний
водитель, управляя квадроциклом, не обеспечил постоянного контроля за движением
транспортного средства, допустил съезд с проезжей части и наезд на препятствие
в виде дерева. В результате ДТП 15-летний подросток госпитализирован в
травматологическое отделение ДМБ № 9 г.Екатеринбурга с травмами головы и
переломами костей черепа.
Сотрудниками ГИБДД установлено, что вместе с 17-летним
другом подростки взяли напрокат квадроцикл и питбайк, на которых катались по лесной
дороге в районе баз отдыха. Во время поездки 15-летний подросток использовал
мотоэкипировку и мотошлем, что позволило избежать получения более серьезных
травм. Родители мальчика про эту поездку не знали, как и не знали о планах
мальчика взять напрокат транспортное средство.
В ходе начатой проверки по факту ДТП сотрудникам
полиции предстоит выяснить порядок работы пункта проката техники, где молодые
люди взяли технику, а также направить материалы в подразделение по делам
несовершеннолетних, где подросток уже состоит на специализированном учете.
В летний период дорожно-транспортные происшествия с
участием несовершеннолетних водителей нередко регистрируются в сельских
территория, садовых товариществах, дачных поселках, где дети живут или проводят
каникулы. При управлении мототехникой водители и пассажиры, а зачастую это дети
или подростки, не используют мотошлемы и защитную экипировку.
Больше всего поражает безразличие взрослых в подобных
ситуациях. Техника и ключи от нее находятся в свободном доступе, при этом
родители не только разрешают детям управлять техникой, но и поощряют желания
детей, приобретая им транспортные средства. Помимо этого, подростки собирают
средства передвижения для проведения досуга и совместных поездок с друзьями из
частей от других транспортных средств, и впоследствии эта техника, не прошедшая
технический осмотр и регистрацию в Госавтоинспекции, выезжает на дороги общего
пользования.
Идя на поводу у подростков, взрослые не отдают себе
отчета о возможных последствиях поездок, когда транспортным средством управляет
ребенок, не имеющий ни теоретических знаний ПДД, которыми должен обладать
водитель транспортного средства, ни навыков управления. Осознание приходит
значительно позже: после совершения ДТП, оформления штрафов, выплаты нанесенного
ущерба, потому что все эти выплаты взыскивают с законных представителей
несовершеннолетних, которые стали виновниками дорожно-транспортных
происшествий. Это наносит значительный материальный ущерб.
Никакие штрафы и выплаты не могут компенсировать последствия
получения серьезных травм во время поездки с бесправным водителем, а также
трагическую потерю близкого.
Госавтоинспекция Свердловской области, в первую
очередь, обращается ко взрослым, к родителям, с просьбой отказаться от
приобретения транспортных средств подросткам, не имеющим права управления.
Кроме этого, необходимо ограничить доступ детей к ключам и к местам нахождения
транспортных средств. Это возможно только после прохождения обучения в
автошколе и получения водительского удостоверения разрешено управление
транспортными средствами.
Если ребенок проявляет повышенный интерес к технике,
управлению техникой, необходимо объяснять возможные последствия поездок на
автомобилях или мототехнике, связанных с получением травм и даже гибели людей,
но также говорить о привлечении к административной ответственности за подобные
правонарушения, в том числе и законных представителей (родителей), и возможной
постановке на специализированный учет в подразделения по делам
несовершеннолетних, что может негативно сказаться на дальнейшей жизни и
построении профессиональной карьеры.
Сейчас по каждому факту задержания за рулем
несовершеннолетнего, не имеющего права управления, сотрудниками ГИБДД
направляются материалы в ПДН и ТКДНиЗП для проведения дополнительной профилактической
работы и постановке на учет.
Собственникам транспортных средств, родителям,
необходимо помнить, что за передачу управления транспортными средствами лицам,
не имеющим права управления, предусмотрена административная ответственность в
виде штрафа в размере 30000 рублей. Для самого водителя, если он достиг 16 лет,
за бесправное вождение предусмотрена административная ответственность в виде
штрафа от 5 до 15 тысяч рублей.
УГИБДД ГУ МВД России по
Свердловской области