12.02.2023
В истории педагогики игры со строительным материалом представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста (система Ф. Фребеля, Вальфдорфская педагогика, система Л. К. Шлегер и др.). Этот вид игры достаточно хорошо изучен в отечественной дошкольной педагогике (В. Г. Нечаева, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова и др.). Термин «строительно-конструктивная игра» появился сравнительно недавно (П. Г. Саморукова, В. Р. Лисина). Одной из основных особенностей данной игры является то, что в ее основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего она в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближается к созидательной практической деятельности ребенка, в частности, к конструированию.
«Тико»
(Трансформируемый Игровой Конструктор Объёмного моделирования) – это
полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для
развития дошкольников в игровой, коммуникативной, непосредственно
образовательной и самостоятельной деятельности ребёнка, изготовлен из
экологически чистых, безопасных, практичных и износостойких материалов.
Конструктор прост в применении,
привлекателен по свое форме для детей и взрослых.Тико разрабатывался по заданию
Министерства образования как учебное пособие ,рекомендован Академией Наук РФ и
РГПУ им. Герцена. В Австрии аналог ТИКО используется в обучении от детских
садов до университета.
ТИКО – это не только игрушка, это
полноценное обучающее пособие, как для малышей, так и для школьников.
Приобретая своему сыну или дочке Тико, вы можете ему легко и естественно
освоить важные понятия и знания об окружающем мире.
Конструктор представляет собой набор
ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между
собой. В результате для ребёнка становится наглядным процесс перехода из
плоскости в пространство, от развёртки – к объёмной фигуре и обратно. Внутри
больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм
выступают в роли «окошка» или «двери».Сконструировать можно бесконечное
множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты,
корабля, осьминога, снеговика и т.д.
В игре с конструктором ребёнок не только
запоминает названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние,
равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы,
параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Малышу
открывается мир призм, пирамид, звёзд Кеплера.
Что развивает ТИКО:
Т-
творческие умения
И
– интеллектуальные умения
К
– коммуникативные умения
О
- организаторские и оценочные умения
Основные
развивающие задачи ТИКО.
1.
Занять
ребёнка активной творческой деятельностью.
2.
Укрепить
пальцы и кисти рук, развить мелкую
моторику рук.
3.
Активизировать
развитие левого и правого полушарий головного мозга ребёнка за счёт
необходимости управлять руками и пространственно мыслить при создании и
объемных фигур.
4.
Познакомить
ребёнка с различными геометрическими фигурами.
Конструктор ТИКО включает небольшие детали,
удобные для маленьких ручек ребёнка. Вместе с ТИКО ребёнок научится
фантазировать, выучит названия цветов, геометрических фигур, научится считать и
сконструирует много интересных игровых поделок.
Все многоугольники изготовлены из
экологически чистой, безопасной, практичной и износостойкой пластмассы и
выдерживают многократную сборку и разборку. Собранные фигуры обладают
оптимальной прочностью, максимальной трансформируемостью.
Так,
всё – таки, детский конструктор «ТИКО» –
это игра или обучение?
Известные российские педагоги считают,
что один из девизов обучения должен быть «Обучаемся, играя». Попробуйте сказать
ребёнку : «Играй» - он будет весело играть, потому что это весело. Если
скажете: «Теперь давай учиться» - это будет скучно и грустно. Занимаясь с
ребёнком, внимательно следите за его состоянием, незаметно переключая внимание
с игры на обучение и с обучения на игру. Ведь воспитание ребёнка это тоже игра,
игра для родителей, ставка в которой – будущее вашего ребёнка.
Как
играть? В процессе игры обязательно называйте ребёнку все фигуры. Так вы
обогащаете его словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть
геометрией.
Ваш ребёнок удивит вас, придумывая и собирая фигуры из ТИКО!
Возможности
конструктора «ТИКО»
Трансформируемый Игровой Конструктор для
Обучения (ТИКО) состоит из 10 наборов, рассчитанных для детей дошкольного и
школьного возраста. Набор
«Малыш» позволяет собрать самые разные модели: кошку, зайца, лису, робота и
многое другое. Набор «Школьник» позволяют конструировать следующие фигуры: подставка под
блок бумаги (размером 90*90*90 мм) для записей; трех-, четырех-, пяти или
шестигранный стакан для карандашей, ручек, линеек, угольников и т. п. ; трех-,
четырех, пяти или шестигранная подставка для канцелярских мелочей (скрепок,
кнопок, резинок); цветок; корзинка; утенок; цыпленок; карусель; котенок;
кораблик; ракета; гриб; стаканчики для ручек, карандашей; различные виды
домиков; танк. Также набор "Школьник" позволяет конструировать многогранники,
кубы, пирамиды, параллелепипеды, призмы и их развертки. Набор «Объём» - позволяет изучать объёмы геометрических фигур и
соотношения объёмов. С помощью набора можно наглядно постигать такие понятия,
как ёмкость тела или объём наполнителя. Крышки фигур могут открываться и
закрываться. Таким образом, геометрические тела можно трансформировать во время
занятий, многократно их наполнять и опорожнять. Также все трехмерные тела могут
раскладываться в плоские развертки. Набор «Геометрия» - для сборки геометрических тел. Можно собрать 86
многоугольников (куб, прямоугольный параллелепипед, четырехгранная призма,
шестигранная призма и др.). Все модели раскладываются в развёртки. Также набор
«Геометрия» позволяет составлять орнаменты и паркеты. Набор «Мячи» - специально позволяет собирать мячи (шары) различного
размера - от теннисного мяча до футбольного. Наглядно показывают возможности
сборки шара из различных многоугольников. Представляют шар как предельный
случай выпуклого многогранника при дальнейшем увеличении количества граней.
Позволяют сочетать игру с мячом и изучение таких достаточно сложных фигур, как
икосаэдр и додекаэдр. Показывают возможность сборки шара из ромбов,
треугольников и пятиугольников, а также из пятиугольников и шестиугольников. Наборы «Грамматика» - включает буквы со знаками препинания. Количество
отдельных букв соответствует частоте их употребления в письменной речи. Набор "Эрудит" состоит из 312 квадратов, позволяет
детям старшего возраста составлять кроссворды, пополняя словарный запас и тренируя
правильность написания слов. Набор «Фантазёр» - набор для школьников младших и средних классов,
включающий 127 многоугольников и позволяющий развивать фантазию.
Набор «Класс»- включает 71 многоугольник, раздаточный набор для
построения и изучения объёмных фигур.
Набор «Арифметика» - содержит цифры и арифметические знаки и позволяет
составлять примеры на арифметические действия.
Формы организации обучения дошкольников
конструированию
Конструирование
по образцу
Заключается в том,
что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного
материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная
форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов
действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую
связывать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого
лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать
задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности
творческого характера.
Конструирование
по модели
Детям в качестве
образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее
элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них
строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают
определенную задачу, но не дают способа ее решения. Конструирование по модели
является усложненной разновидностью конструирования по образцу.
Конструирование
по условиям
Не давая детям
образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия,
которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают
практическое её назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются
через условия и носят проблемный характер, поскольку, способов их решения не
дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение
анализировать Условия и на основе этого анализа строить практическую
деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в
наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
Конструирование
по простейшим чертежам и наглядным схемам
Моделирующий
характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала
воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов,
создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В
результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные
способности.
Конструирование
по замыслу
Обладает большими
возможностями для развертывания творчества детей и проявления их
самостоятельности: они сами решают, что и как он будет конструировать. Данная
форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет
самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
Конструирование
по теме
Детям предлагают
общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек,
поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования
очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь
разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная
цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление
знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.
Фантазия детей безгранична, и с помощью
этого конструктора ваш ребёнок воплощает в жизнь самые необычные свои замыслы.
Откройте своему ребёнку многообразие трёхмерного мира с конструктором ТИКО.
По материалам открытых источников - Воспитатель: Полуяхтова И.В.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.02.2023
Дата обновления: 12.02.2023
Дата публикации: 12.02.2023