Развитие культурно – гигиенических навыков у детей первой младшей группы

19.12.2025

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. 

         В группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки свободно едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит?          Самые первые представления о культурно–гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пеленок. 

         Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды. В этом возрасте необходимо следить за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей. 

          Помимо этого, необходимо воспитывать и закреплять у детей и другие навыки: следить, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком. 

        При одевании и раздевании также необходимо давать возможность детям в какой -то степени действовать самостоятельно. 

       Одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском саду и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек. 

        В 1-й младшей группе нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком, умение правильно держать ложку, а также научиться умываться и причесываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платок. 

       На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука – освоение и применение культурно-гигиенических навыков. 

        Ежедневно выполняя эти задачи, необходимо закреплять умение перед едой брать стул и садиться за обеденный стол на одно и то же место, правильно держать ложку, аккуратно пить из чашки. Обязательно нужно учить малышей по окончании еды, вставая из-за стола, благодарить взрослых. 

       С первого дня пребывания детей в группе начинается работа по воспитанию навыков одевания (раздевания): учимся снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. Также необходимо не только учить детей самостоятельно одеваться, но и быть аккуратными. 

        У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. 

То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков. Это качество необходимо развивать, время от времени играя с малышами с некрупными предметами, вроде счетных палочек или рисуя в альбоме. 

        Из практики воспитателя видно, что очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат.

        Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения мы используем целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ кукольного театра, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. 

           Повседневные упражнения, позволяют научить детей к 3 годам есть быстрее, опрятнее. Готовясь к обеду или к завтраку, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать. 

     Также необходимо приучать детей пользоваться салфеткой. Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример во всем, требуя от него выполнения определенных правил. В одевании и раздевании дети 3-х летнего возраста первоначально проявляют большую беспомощность. У воспитателя и у помощника воспитателя уходит много времени, прежде чем дети научатся самостоятельности. 

      В семье желательно создать условия для выполнения гигиенических рекомендаций. Ребенку следует выделить место для сна, игр и занятий (кровать, стол, стул). 

  Дети в первой младшей группы к концу учебного года овладевают следующими культурно-гигиеническими и трудовыми навыками: 

1. Навыки самообслуживания: 

- снимает и надевает одежду в определенном порядке, расстегивает и застегивает пуговицы спереди, складывает одежду, расшнуровывает ботинки; 

- замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок. Хочу такой сайт

2. Навыки культуры еды: 

- ребенок ест самостоятельно, опрятно; 

- держит ложку в правой (левой, в зависимости от особенностей ребенка) руке; 

- пользуется салфеткой. 

3.      Навыки личной гигиены: 

- с помощью взрослых ребенок моет руки перед едой и после загрязнения, вытирает их; 

- моет лицо, пользуется индивидуальным полотенцем, носовым платком; 

- вытирает ноги у входа. 

4. Навыки трудовой деятельности. 

- выполняет простейшие поручения взрослых; 

- помогает вынести на площадку игрушки; 

- может приносить и убирать материал для занятий; 

- помогает няне поставить стулья к столам, принести тарелки с хлебом; 

- - раскладывает карандаши, убирает игрушки; 

- собирает на участке палочки, камешки, листву. 

   И помните, что забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности и порядку. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.12.2025

Дата обновления: 19.12.2025

Дата публикации: 19.12.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».