обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников и
повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры
детей;
гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга;
повышение правовой грамотности родителей (законных представителей) воспитанников в области защиты прав и
достоинств ребенка;
повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей (законных представителей)
воспитанников по всем фундаментальным основам воспитания: физического, социально-коммуникативного,
художественно-эстетического, познавательного, речевого, технического развития детей;
создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы МАДОУ № 43
3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников
строится в соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы работы МАДОУ № 43
принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в
системе «ДОУ – семья»;
принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников, а так же создания
управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия;
принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно
построить полноценный процесс обучения, воспитания и развития ребенка.
принцип непрерывности преемственности между дошкольным образовательным учреждением и семьёй воспитанника
на всех ступенях обучения;
принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов воспитательнообразовательной деятельности, в создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы;
принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах) и открытость (сайт
дошкольного образовательного учреждения);
принцип доброжелательности всех участников содружества;
принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной программы дошкольного
образовательного учреждения не допускается никакого принуждения).
принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота, познание, здоровый образ жизни),
морально-эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их
семей к традиционной культуре;
принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми
(в разно- и одновозрастном коллективах);
принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей) воспитанников МАДОУ № 43 на
осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимания неизбежной субъективности точки зрения
педагогического работника;
принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия».
4. Организация работы
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия МАДОУ № 43 с семьями воспитанников на учебный
год, который утверждает Педагогический совет дошкольного образовательного учреждения. Его содержание определяется
задачами, стоящими перед детским садом и конкретными условиями работы.
4.2. Организация взаимодействия МАДОУ № 43 и семьи предполагает следующие этапы работы:
изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, других
детей группы;
составление программы совместных действий педагога и родителей (законных представителей);
анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия МАДОУ № 43 и семьи:
целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по предупреждению типичных
ошибок родителей воспитанников);
планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем,
комплексный подход в формировании системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка);
конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и традиционных для той или
иной культуры, нации или религии ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия МАДОУ № 43 и семьи:
сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями (законными
представителями) группы;
взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников дошкольного
образовательного учреждения;
одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей, позволяющее сформировать ценностноориентированные отношения;
обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной последовательности, системы
согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей;
учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности к решению
вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры;
ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного образовательного учреждения с
родителями (законными представителями) воспитанников: доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным представителям) воспитанников
дошкольного образовательного учреждения.
4.5. Методы и формы взаимодействия с родителями:
посещение семей на дому;
анкетирование;
наглядная пропаганда педагогических знаний;
родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование своих впечатлений, выработка
общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания); консультации, инструктажи, папки-передвижки;
семинары-практикумы; презентации опыта работы;
дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
круглые столы;
деловые игры;
тренинги;
почта доверия;
семейные проекты;
творческие проекты;
тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным вопросам, в том
числе и по формированию ценностных установок детей);
совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
4.6. Организация методической работы педагога:
семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение родительских собраний, повышение
активности родителей и формирование ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду,
рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики
воспитания и обучения детей).
4.7. Методы и приемы сотрудничества МАДОУ № 43 с семьей:
методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и методов реализации, корректировки;
методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль);
методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение результатов сотрудничества,
экспертная оценка).
5. Внутреннее и внешнее взаимодействие МАДОУ № 43 и семьи
5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников образовательных отношений в дошкольном
образовательном учреждении, формирование партнерского сообщества работников, детей и их родителей (законных
представителей) воспитанников.
5.2. Условия внутреннего взаимодействия
создание в МАДОУ № 43 атмосферы общности интересов педагогических работников и родителей (законных
представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной поддержки;
переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и поддержку их
педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга;
соблюдение принципа единства воспитательных воздействий дошкольного образовательного учреждения и семьи;
тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников на осуществление ведущей роли в
воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога.
5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива дошкольного
образовательного учреждения с общественными и социальными структурами: общеобразовательными школами, Дворцом
культуры, музыкальной школой, краеведческим музеем, другими дошкольными образовательными учреждениями.
6. Обязательства МАДОУ № 43 в рамках взаимодействия с семьями воспитанников
6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и общественность относительно целей
дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также основной
образовательной программы дошкольного образования, и не только семьи, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённых в
образовательную деятельность.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.
6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных
инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску, использованию материалов, обеспечивающих
реализацию образовательной программы дошкольного образования, в том числе в информационной среде, а также для
обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией.
7. Критерии оценки эффективности работы МАДОУ № 43 с семьей
7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников к воспитателям, заместителю
заведующего по ВМР, заведующему МАДОУ № 43, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании
детей в семье, желание их совершенствовать.
7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников мероприятий по педагогическому
просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей (законных
представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка,
анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах,
объединениях, семейных конкурсах, праздниках, организуемых в дошкольном образовательном учреждении.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи МАДОУ №
43 в педагогической деятельности.
7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей) воспитанников о воспитании детей в
дошкольном образовательном учреждении.
7.7. Критерии анализа годового плана:
планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за
прошлый год;
учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников при планировании содержания
мероприятий;
разнообразие планируемых форм работы;
планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам
взаимодействия с семьей;
разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам МАДОУ № 43 в вопросах взаимодействия с
семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников;
выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в дошкольном образовательном учреждении.
7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей (законных
представителей) воспитанников;
разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);
учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников при организации последующих
мероприятий в дошкольном образовательном учреждении.
8. Контроль
8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации основной образовательной
программы дошкольного образовательного учреждения.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия МАДОУ № 43 с семьями воспитанников осуществляется заведующим и
заместителем заведующего по ВМР дошкольного образовательного учреждения в соответствии с настоящим Положением.
8.3. Заместитель заведующего по ВМР в рамках контроля имеет право:
посещать групповые родительские собрания с заблаговременным информированием об этом воспитателя;
изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников по
производственной необходимости;
привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.) в дошкольном образовательном
учреждении.
8.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и развития партнерства является Совет МАДОУ
№ 43 - постоянный коллегиальный орган управления.
8.5. Совет дошкольного образовательного учреждения имеет полномочия:
определение основных направлений развития дошкольного образовательного учреждения;
организация работы по защите прав и интересов участников образовательных отношений;
контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в детском саду, сохранения и
укрепления здоровья воспитанников и работников;
поддержка общественных инициатив по совершенствованию и гармоничному развитию воспитанников дошкольного
образовательного учреждения;
участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений в случаях, когда это
необходимо.
9. Документация
9.1. Каждый педагогический работник МАДОУ № 43 имеет документацию, отражающую основное содержание,
организацию и методику работы по взаимодействию с семьями воспитанников.
9.2. В перечень документации включены:
планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по дошкольному образовательному
учреждению на учебный год;
протоколы групповых родительских собраний;
конспекты мероприятий;
отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических исследованиях, анкетировании с
выводами, мониторинге;
протоколы заседаний Совета дошкольного образовательного учреждения.
9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о проделанной работе по
взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей деятельности.
9.4. Документация хранится в дошкольном образовательном учреждении в течение 3 лет.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете,
согласовывается с Советом Учреждения и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным
образовательным учреждением.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии
действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Настоящее Положение о взаимодействии МАДОУ № 43 с семьями воспитанников принимается на неопределенный
срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции
предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Ознакомлен (а):
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
__________________