Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. - Издание пятое (инновационное), испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - c. 336 (далее – программа «От рождения до школы»). Учебнометодический комплект и программа включены в антологию программ реестра ФИРО; - возрастных и индивидуальных особенностей детей; - выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ. Для реализации Программы в части формируемой участниками образовательных отношений, с учетом запросов родителей и особенностей развития и интересов детей старшего дошкольного возраста предусмотрена реализация парциальных программ: Образовательная область «Физическое развитие» - Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве для детей 3-7 лет. - Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни. - М.: Мозаика-синтез, 2009. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. Образовательная область «Речевое развитие» - Развитие речи детей: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / авт.-сост. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Вентана - Граф, 2008. - Ушакова О.С, Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой»: Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2005. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. Направленность содержания программы на социокультурные условия и национальнокультурные традиции обеспечивается с образовательной программы дошкольного образования: - «СамоЦвет», Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2019г. Данный выбор программ обеспечивает обогащение содержания образования, учитывает потребности детей и их родителей (законных представителей) и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Содержание данных комплексной и парциальных программ способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям: - физическое развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - социально-коммуникативное развитие; - художественно-эстетическое развитие. В каждую образовательную область входит несколько направлений развития, которые реализуются в разнообразных формах непрерывной образовталеьной деятельности и совместной образовательной деятельности в режимных моментах. 3. Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики с учетом СанПиН 1.2.368521). Учебный план соответствует Уставу МАДОУ № 43, целям и задачам образовательной программы дошкольного образования (далее – ОП ДО) в соответствии с Федеральной образовательной программой, учитывает программно-методический комплект (далее – ПМК), отражает направления реализации каждой образовательной области, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в обязательной части ОП ДО и в части формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с утвержденным муниципальным заданием. Учебный план МАДОУ № 43 на 2024 – 2025 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности (занятий) (далее - ОД), при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей – центры активности по выбору. Учебный год (образовательный период) начинается со 2 сентября 2024 и заканчивается 27 мая 2025 г. МАДОУ № 43 работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 12 часовое пребывание воспитанников. В МАДОУ № 43 функционируют группы общеразвивающей и комбинированной направленности, наполняемость групп воспитанниками в 2024 – 2025 учебном году - 138 воспитанников, 7 групп: - 1 группа - первая группа раннего возраста (от 1 года до 2 лет); - 1 группа - вторая группа раннего возраста (от 2 лет до 3 лет); - 1 группа - младшая группа (от 3 лет до 4 лет); - 1 группа - средняя группа (от 4 лет до 5 лет); - 1 группа - старшая группа (от 5 лет до 6 лет); - 1 группа - подготовительная группа (от 6 лет до 7 (8) лет); - 1 группа – комбинированной направленности (разновозрастная группа 5-7(8). В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части ОП ДО в группах для детей раннего и дошкольного возраста составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение ОП ДО. Часть, формируемая участниками образовательных отношений не превышает 40%. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает взаимодополняемость содержания образования; отражает специфику МАДОУ № 43; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национальнокультурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. В соответствии с ОП ДО в обязательной части учебного плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию 5 образовательных областей. В каждой образовательной области и направлений ее реализации определены виды деятельности детей (специфичные для конкретной возрастной группы), в том числе носящих интегрированный характер и культурных практик по реализации образовательных задач в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений. Направления реализации образовательной области: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя такие содержательные направления ее реализации: • Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. • Ребенок в семье и сообществе. • Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. • Формирование основ безопасности. • Развитие игровой деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя такие содержательные направления ее реализации: • Формирование элементарных математических представлений • Развитие познавательно- исследовательской деятельности • Ознакомление с предметным окружением • Ознакомление с социальным миром • Ознакомление с миром природы Образовательная область «Речевое развитие» включает в себя такие содержательные направления ее реализации: • Развивающая речевая среда • Формирование словаря • Звуковая культура речи • Грамматический строй речи • Связная речь • Подготовка к обучению грамоте • Приобщение к художественной литературе Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя такие cодержательные направления ее реализации: • Приобщение к искусству • Изобразительная деятельность • Прикладное творчество • Конструктивно-модельная деятельность Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя такие содержательные направления ее реализации: • Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни • Физическая культура Особенности организации и проведения непрерывной образовательной деятельности Для детей раннего возраста от 1 года до 3 лет длительность непрерывной образовательной • деятельности не превышает 10 мин. Осуществление образовательной деятельности - в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. • Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. • Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста не более, для детей от 1,5 до 3 лет 20 минут, от 3 до 4 лет – 30 минут, от 4 до 5 лет - 40 минут, от 5 до 6 лет – 50 или 75 минут при организации одного занятия после дневного сна, от 6 до 7 лет - 90 минут. В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки, динамическая пауза. Перерывы между периодами образовательной деятельности - не менее 10 минут. • Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия, ритмика и т.п. Воспитателю предоставляется право варьировать место образовательной деятельности в • педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов образовательной деятельности в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе. • В летний период образовательная деятельность не проводится. Проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие, а также увеличивается продолжительность прогулок. Особенности организации физического воспитания • Физическое воспитание детей направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. • Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществляются с учетом здоровья, возраста детей и времени года. • Используются формы двигательной деятельности: утренняя гимнастика, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику и другие. • В объеме двигательной активности воспитанников 5-7 лет предусмотрено в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы МАДОУ № 43. • Для реализации двигательной деятельности детей используются оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивной площадки в соответствии с возрастом и ростом ребенка. • С детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию осуществляются по подгруппам 2 раза в неделю. Занятия по физическому развитию для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет: • в младшей группе - 15 мин., • в средней группе - 20 мин., • в старшей группе - 25 мин., • в подготовительной группе - 30 мин. • Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет круглогодично организуются занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. • В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию организуется на открытом воздухе. Учебный план образовательной деятельности с детьми раннего возраста (2-й - 3-й год жизни) на 2024-2025 учебный год Образовательная деятельность Образовательная деятельность (занятия) Образовательная область Познавательное развитие Речевое развитие Совместная образовательная деятельность в ходе режимных моментов Вид деятельности детей Количество / условные часы в неделю предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками 2 (20) экспериментирование с материалами и веществами 1 (10) общение с взрослым и совместные игры со сверстниками 1 (10) восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок 1 (10) Социальнообщение с взрослым и совместные игры со коммуникативное развитие сверстниками 1 (10) Художественноэстетическое развитие восприятие смысла музыки 2 (20) Физическое развитие двигательная деятельность 2 (20) Социальнообщение с взрослым и совместные игры со коммуникативное развитие сверстниками (самообслуживание и элементарный бытовой труд) Итого: Максимально допустимый объем образовательной нагрузки * 10 (1 час 30 мин) 10 Учебный план образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста (4-й – 7(8)-й год жизни) на 2024-2025 учебный год Образовательная деятельность Образовательная деятельность (занятия) Совметная образовательная деятельность в ходе режимных моментов Образовательная деятельность (занятия) Содержательное направление образовательной области Вид деятельности детей Объем образовательной нагрузки в неделю (в условных часах) / количество 4-й год 5-й год 6-й год 7-й год жизни жизни жизни жизни /подготовитель/младшая /средняя /старшая ная к школе группа/ группа/ группа/ группа/ Обязательная часть ОП ДО Социально – коммуникативное развитие Развитие игровой деятельности 1 (25) 1 (30) игровая деятельность Ребенок в семье и сообществе 1 (15) 1 (20) 1 (30) 1 (25) Социализация, развитие коммуникативная общения, нравственное деятельность 1 (30) воспитание Самообслуживание, самообслуживание и самостоятельность, элементарный бытовой трудовое воспитание труд * * * * Познавательное развитие Формирование 2 (15/15) элементарных математических представлений познавательноОзнакомление с предметным исследовательская деятельность окружением Развитие познавательноисследовательской деятельности 7 2 (20/20) 1 (25) 1 (30) * 1 (30) 1 (25) 1 (30) Ознакомление с миром природы Ознакомление с социальным миром * 1 (25) (1 раз в две недели) * * * Речевое развитие Образовательная деятельность (занятия) Совметная образовательная деятельность в ходе режимных моментов Формирование словаря Звуковая культура речи Подготовка к грамоте Приобщение художественной литературе коммуникативная (речевая) обучению деятельность к восприятие художественной литературы и фольклора Связная речь коммуникативная (речевая) деятельность 1 (15) (1 раз в две недели) 1 (25) * * * * * * * * * * * * * * * * * 2 (20/20) 2 (25/25) 2 (30/30) * 1 (25) 1 (30) * * * * * * * * * Развивающая речевая среда Связная речь Грамматический строй речи Образовательная деятельность (занятия) Совместная образовательная деятельность в ходе режимных моментов Совместная образовательная деятельность в ходе режимных моментов * коммуникативная * (общение) деятельность * Художественно – эстетическое развитие Приобщение к искусству музыкальная деятельность 2 (15/15) Конструктивно – модельная конструирование деятельность * Прикладное творчество изобразительная * деятельноcть Изобразительная деятельность * Физическая культура 1 (20) (1 раз в две недели) Физическое развитие двигательная деятельность * 8 Итого в обязательной части ОП ДО 5,5 5,5 8,5 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Социально – коммуникативное развитие Совместная Формирование основ познавательнообразовательная безопасности исследовательская деятельность в /Авдеева М.А., и др. Основы * * * ходе режимных безопасности детей моментов дошкольного возраста/ Познавательное развитие Образовательная Ознакомление с социальным познавательно1 (25) деятельность миром Методическое исследовательская * * (1 раз в две (занятия) пособие «Мы живем на деятельность/игровая недели) Урале» Речевое развитие Образовательная Связная речь деятельность /Развитие речи детей: 1 (15) 1 (25) (занятия) программа, методические (1 раз в две (1 раз в две рекомендации, конспекты недели) недели) занятий, игры и упражнения 1 (20) О.С. Ушакова/ (1 раз в две Грамматический строй речи коммуникативная (речевая) 1 (25) недели) /Развитие речи детей: деятельность (1 раз в две программа, методические недели) рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения О.С. Ушакова/ Художественно – эстетическое развитие Образовательная Изобразительная изобразительная деятельность деятельность деятельность 1 (15) 1 (20) 2 (25/25) (занятия) /Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»/ Физическое развитие Физическое развитие двигательная деятельность 3 (15/15/15) 3 (20/20/20) 2 (25/25) 9 9 * 1 (30) 1 (30) 1 (30) 2 (30/30) 2 (30/30) Образовательная деятельность (занятия) /Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве для детей 3-7 лет/ Совместная образовательная деятельность в ходе режимных моментов Формирование начальных познавательнопредставлений о здоровом исследовательская образе жизни /Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни. - М.: Мозаикасинтез, 2009/ Итого в части ОП ДО, формируемой участниками образовательных отношений Итого Максимально допустимый объем образовательной нагрузки Продолжительность непрерывной образовательной деятельности СанПиН 1.2.3685-21, п.VI Требования к организации образовательного процесса, таб.6.6 10 1 (25) (на улице) 1 (30) (на улице) * * * * 4,5 4,5 6,5 8 10 10 не более 15мин 10 10 не более 20мин 15 15 не более 25мин 17 20 не более 30мин Режим занятий на 2024-2025 учебный год (образовательная деятельность, в т.ч. в центах активности) Возрастная группа Группа первого раннего возраста №4 (2 – 3 года) Группа второго раннего возраста № 5. (1 - 2 года) Младшая группа № 12 (3 – 4 года) Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница 09.00 – 09.10 09.20 – 09.30 общение с взрослым и совместные игры со сверстниками (расширение ориентировки в окружающем) 15.45 – 15.55 восприятие смысла музыки 09.00 – 09.10 09.20 – 09.30 экспериментирование с дидактическими материалами и веществами (изобразительными) 09.00 – 09.10 09.20 – 09.30 общение с взрослым и совместные игры со сверстниками 09.00 – 09.10 09.20 – 09.30 предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками 16.00– 16.10 двигательная деятельность 09.20 – 09.30 09.20 – 09.30 предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками (ознакомление с окружающим миром) 15.45 – 15.55 восприятие смысла музыки 09.00 – 09.10 09.20 – 09.30 общение с взрослым и совместные игры со сверстниками (речевое развитие) 15.45 – 15.55 восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок 09.00 – 09.10 09.20 – 09.30 экспериментирование с материалами и веществами (изобразительными) 09.00 – 09.10 09.20 – 09.30 предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками (со строительным материалом) 16.00– 16.10 двигательная деятельность 09.00 – 09.10 09.20 – 09.30 предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками (со строительным материалом) 15.40 – 15.50 двигательная деятельность 09.00 – 09.10 09.20 – 09.30 предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками 9.00 – 9.15 двигательная деятельность (физкультура) 09.00 – 09.15 музыкальная деятельность (музыка) 9.00 – 9.15 музыкальная деятельность (музыка) 08.45 – 09.00 двигательная деятельность (физкультура) 09.25 – 09.40 09.40 - 09.55 09.25 – 09.40 09.25 – 09.40 15.40 – 15.50 двигательная деятельность 15.45 – 15.55 16.05– 16.15 восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок 09.00 – 09.15 художественноизобразительная деятельность (лепка/аппликация) 09.25 – 09.40 11 15.45 – 15.55 восприятие смысла музыки 15.45 – 15.55 восприятие смысла музыки познавательноисследовательская деятельность (формирование целостной картины мира/ознакомление с природой) Средняя группа №7 (4 – 5 лет) познавательноисследовательская деятельность (формирование элементарных математических представлений) 09.00 – 09.20 познавательноисследовательская деятельность (формирование целостной картины мира/ознакомление с природой) 9.00 – 9.20 познавательноисследовательская деятельность (формирование элементарных математических представлений) 09.30 – 09.50 двигательная деятельность (физкультура) 09.30 – 09.50 музыкальная деятельность (музыка) конструирование робототехника 11.10 – 11.25 двигательная деятельность ( на улице) (физкультура) 09.00 – 09.20 двигательная деятельность (физкультура) 09.30 – 09.50 изобразительная деятельность (лепка/аппликация) коммуникативная деятельность (речевая) (развитие речи/чтение художественной литературы) изобразительная деятельность (рисование) 09.00 – 09.20 коммуникативная (речевая) деятельность (развитие речи/чтение художественной литературы) 9.00 – 9.20 конструирование/ робототехника 09.30 – 09.50 музыкальная деятельность (музыка) 09.35 – 9.55 изобразительная деятельность (рисование) 11.10 – 11.25 двигательная деятельность (физкультура) (на улице) Старшая группа № 10 (5 - 6 лет) 09.00 – 09.25 познавательноисследовательская деятельность (формирование 09.00 – 09.25 познавательноисследовательская деятельность/игровая 09.00 – 09.25 музыкальная деятельность (музыка) 12 09.00 – 09.25 конструирование/ робототехника 09.00 – 09.25 музыкальная деятельность (музыка) I половина дня целостной картины мира/ознакомление с природой) 09.35 – 10.00 коммуникативная (речевая) деятельность (развитие речи/чтение художественной литературы) II половина дня Группа комбинированной направленности №8 (5 – 7 (8) лет) I половина дня 09.00 – 09.30 познавательноисследовательская деятельность (формирование целостной картины мира / ознакомление с природой) 09.40 – 10.10 коммуникативная (речевая) деятельность (подготовка к обучению грамоте) 10.20 – 10.50 изобразительная деятельность (лепка/аппликация) (формирование элементарных математических представлений) 09.35 – 10.00 изобразительная деятельность (рисование) 09.35 – 10.00 коммуникативная деятельность (речевая) (подготовка к обучению грамоте) 16.20 – 16.45 двигательная деятельность (физкультура) 09.00 – 09.30 познавательноисследовательская деятельность (формирование элементарных математических представлений) 09.40 – 10.10 коммуникативная (речевая) деятельность (развитие речи) 9.35 – 10.00 изобразительная деятельность (лепка/аппликация) 09.35 – 10.00 двигательная деятельность (физкультура) 09.00 – 09.30 изобразительная деятельность (рисование) 09.40 – 10.10 музыкальная деятельность (музыка) 10.10 – 11.35 двигательная деятельность (на улице) 15.45 – 16.10 изобразительная деятельность (рисование) 09.00 –09.30 познавательноисследовательская деятельность (формирование элементарных математических представлений) 09.40 – 10.10 познавательноисследовательская/ игровая деятельность 10.20 – 10.50 двигательная деятельность (физкультура) 10.20 – 10.50 конструктивномодельная деятельность (конструирование) 10.20 – 10.50 двигательная деятельность (физкультура) 09.00 – 09.30 изобразительная деятельность (рисование) 10.20 – 10.50 коммуникативная деятельность (чтение художественной литературы) 11.20 – 11.50 двигательная деятельность 13 09.40 – 10.10 музыкальная деятельность (музыка) (физкультура) (на улице) II половина дня Подготовительная к школе группа № 11 (6 – 7 лет) I половина дня 09.00 – 09.30 познавательноисследовательская деятельность (формирование целостной картины мира / ознакомление с природой) 09.40 – 10.10 изобразительная деятельность (лепка/аппликация) 15.30 – 16.00 коммуникативная (речевая) деятельность (развитие речи) 09.00 – 09.30 познавательноисследовательская деятельность (формирование элементарных математических представлений) 09.40 – 10.10 речевая коммуникативная деятельность 10.20 – 10.50 двигательная деятельность (физкультура) 10.20 – 10.50 музыкальная деятельность (музыка) 15.30 – 16.00 игровая деятельность 09.00 – 09.30 коммуникативная (речевая) деятельность (подготовка к обучению грамоты) 09.40 – 10.10 двигательная деятельность (физкультура) 10.20 – 10.50 игровая деятельность 09.00 – 09.30 познавательноисследовательская деятельность (формирование элементарных математических представлений) 09.40 – 10.10 конструирование/ робототехника 10.20 – 10.50 музыкальная деятельность (музыка) 09.00 – 09.30 коммуникативная (речевая) развитие речи/чтение художественной литературы 09.40 – 10.10 познавательноисследовательская/ игровая деятельность 10.20-10.50 деятельность изобразительная деятельность (рисование) 11.40 – 12.10 двигательная деятельность (на улице) II половина дня 15.30 – 16.00 игровая деятельность 15.30 – 16.00 деятельность изобразительная деятельность (рисование) 14