03.03.2019
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного
воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только
речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные
способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.
Психологические исследования показывают, что дети средней группы более
любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной
действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам:
• приобретаются навыки связной речи (последовательное
наиболее полное выражение своих мыслей);
• расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые
часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто
употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл);
• речь постепенно становится
грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов)
Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи
окружающих, чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают
семейное и общественное воспитание. В возрасте 4-5 лет у детей велико
тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные
небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию
у ребенка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой
слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.
Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаст ребенку
возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост
словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко
приводит к тому, что дети начинают чаще допускать
грамматические ошибки: например,
неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители
должны исправлять подобные речевые «ляпы» и
предлагать правильный образец употребления слов.
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи
ребенка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой
уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы
и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически
правильной речи.
На что необходимо обращать внимание родителям,
в первую очередь!
1) Развитие интонационной
выразительности речи. Интонационной выразительностью дети
овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при
подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто
сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В
большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации
для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребенок
сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных
произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи,
учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их
употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное
обыгрывание известных ребенку сказок.
2) Художественное
слово в воспитании дошкольников. Развитие фантазии, воображения,
формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения
художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту
необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития
ребенка. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям
и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно
сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи –это поможет
ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его
познавательные способности.
3) Речь и мелкая моторика рук. В
дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию
мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие
движения пальцев рук,
затем появляется артикуляция
слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от
степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой
моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом.
Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток,
вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д.
–подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из
задач развития речи.
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом
году жизни –освоение связной монологической речи. В это время
происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи,
в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.
Активный словарь
обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними
действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные («мяч –это
игрушка, в него играют», начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления,
применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением –мебель,
одежда, обувь и т. п.). Дошкольники средней группы осваивают разные типы
высказываний – описание и повествование.
Речь детей становится более связной и последовательной;
совершенствуются понимание смысловой
стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая
сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития
связной речи. В речи детей пятого года жизни встречаются
следующие нарушения:
- не все дети правильно произносят
шипящие и сонорные звуки;
- у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность:
- имеются недостатки в освоении
грамматических правил речи (согласования существительных и
прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа
множественного числа).
Речь детей средней
группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на
смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает
затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной
степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и
последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и
части высказывания.
ПОМНИТЕ!
-Речь не передается по
наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и
прежде всего родителей, т. е. овладение речью находится в прямой
зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома
он слышал правильную, грамотную речь.
-Важной стороной
речевого развития является правильное произношение звуков.
Ошибки в произношении -основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с
нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и
взрослыми.
-Ребенок 4-5 лет
должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не
надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а
могут и не исчезнуть. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.
-Не забывайте, что решающее значение
для развития разговорной речи дошкольника имеет его
общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их
внимание на значимые для человека объекты:
магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти
учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, на пруду
привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных,
насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми
предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть
детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь
малыша, научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
-Создайте дома детскую
библиотечку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах,
энциклопедиях для детей.
-Как можно больше
знакомьте малышей с фольклором, рассказывайте и читайте сказки, загадки,
песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и
формируют нравственные качества: доброту, честность,
заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание
высказаться, поговорить о героях сказки. Поддерживайте это стремление, пусть
ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой
игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.
А в заключение
хотелось бы процитировать известного французского писателя и педагога Жозефа
Жубера, который говорил: «Детям нужны не поучения,
а примеры!». Поэтому родитель всегда должен помнить, что лучшее
учение – это пример, а правильная грамотная речь -результат общения взрослого с
ребенком.
Материал подготовила:
Масасина Елена Алексеевна