Второе заседание 2015-2016 уч.года от 27.01.2016

21.11.2018

ТЕМА: «ПРАКТИКА СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В СИСТЕМЕ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ И ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОУ»

Очередное заседание ресурсного центра МАДОУ № 43 «Малыш» прошло 27 января 2016 года в формате семинара-практикума. Основная цель состоявшейся встречи педагогического сообщества была определена выбором направлений взаимодействия специалистов и педагогов дополнительного образования в работе с детьми с ОВЗ.

На семинаре был рассмотрен вопрос создания модели сопровождения специалистами ребёнка с ОВЗ в системе дополнительного образования ДОУ, который раскрыла в своём выступлении заведующий МАДОУ № 43 «Малыш» Семухина С.В.

О технологии разработки индивидуального образовательного маршрута, как персонального пути реализации личностного потенциала ребёнка с особыми образовательными потребностями, рассказала педагог-психолог ДОУ Аржанникова И.Л.

Особый интерес участников заседания был проявлен к проблеме сопровождения детей с ОВЗ музыкальным руководителем ДОУ. Показ видеозаписи музыкального занятия, комментирование музыкального руководителя Садртдиновой Э.Р. работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи – помогли ответить на многие сложные вопросы, в том числе и связанные с разработкой индивидуальной адаптированной программы сопровождения детей с ОВЗ.

В выступлении учителя-логопеда Соломенник И.В. удалось акцентировать внимание участников ресурсного центра на особо значимых приёмах формирования мелодико-интонационных и темпо-ритмических средств языка, просодической стороны речи, продемонстрированных во время видео просмотра музыкального занятия, что помогло пополнить арсенал эффективных педагогических приёмов в работе с данной категорией детей.

Состоявшийся обмен практического опыта в рамках работы ресурсного центра позволил информировать педагогическое сообщество в вопросах организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, определить имеющиеся в каждом ДОУ ресурсы для коррекции и развития психо-эмоциональной сферы данной категории детей. Именно так в «обратной связи» подвели итог заседания педагоги-участники прошедшего семинара.

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья,

В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 1, Ст.2, Ст.3, Ст.5) указано, что «должны создаваться необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст5.П.5 )

В настоящее время в категорию лиц с «особыми образовательными потребностями» включают не только людей имеющих заключение об инвалидности, но и тех, кто по каким – либо причинам не способен осваивать общеобразовательную программу без специальных видов помощи, либо нуждающихся в специальном сопровождении специалистами.

Такие дети есть и в нашем детском саду, все они нуждаются в специальной коррекционной, психолого – педагогической поддержке.

В 2015-16 учебном году воспитанников с ограниченными возможностями здоровья — 21 человек, это дети с тяжелыми нарушениями речи, в том числе 1 ребенок- инвалид с нарушением опорно — двигательного аппарата ( гемопорез правосторонний легкой степени)

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, организовано совместно с другими обучающимися в общеразвивающих группах.

Содержание образовательного процесса определяется основной образовательной программой ДОУ, программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей, рабочей коррекционно — образовательной программой для детей с ТНР в условиях логопедического пункта, индивидуальным образовательным маршрутом, рабочими программами педагогов, индивидуальной адаптированной программой ребенка с ОВЗ с учетом комплексной оценки ресурсов и дефицитов ребенка.

Большое значение для развития дошкольника, с «особыми образовательными потребностями» имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ через расширение спектра дополнительного образования в детском саду, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.

В Федеральном законе ст. 2, ст.75 ФЗ-273 «Об образовании» сказано, что дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно - нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способностями.

Так же в ст.75 говорится, дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

В государственной программе Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года» одна из целей в области повышения качества образования касается непосредственно системы дополнительного образования и звучит как «обеспечение доступности качественных образовательных услуг в сфере дополнительного образования в Свердловской области.

В Учреждении созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию личности, в том числе посредством организации инклюзивного образования, что соответствует статьям 5, 75,79 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Для успешного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования, в МАДОУ № 43 созданы условия:

Материально – техническое обеспечение представлено на (слаидах).

Территория детского сада озеленена насаждениями, имеет прогулочные площадки. Участки оснащены постройками, верандами, местами для активных игр. В наличии: спортивная площадка, футбольное поле, огород, «Тропа здоровья», полянка «В гостях у сказки», поляна лекарственных трав, территория речевого развития «Говоруша», «Автогородок», для игры в хоккей, в зимнее время залит каток.

(СЛАИДЫ) Музыкальный зал, Изостудия, Театральная студия, кабинеты: Музей «Русская изба», «Светофорик», «Юный эколог», педагога – психолога ( оснащена сенсорная комната), учителя – логопеда, спортивный и тренажерный зал, столовая, костюмерная.

( СЛАИДЫ) В групповых комнатах пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий самостоятельной и совместной деятельности обучающихся. Оснащено детской и игровой мебелью. Материально - техническое обеспечение, оборудование помещений, оснащение образовательного процесса и развивающая среда отвечает требованиям СанПиН и требованиям ФГОС.

Кадровое обеспечение В штатное расписание введены ставки педагога – психолога, социального педагога, музыкальный руководитель, учителя -логопеда, педагога дополнительного образования по театрально – игровой деятельности, педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности, инструктор по физической культуре.

Педагогами реализуются программы дополнительного образования:

Художественно-эстетической направленности - 4 кружка

«Радуга красок»;

«Волшебный мир бумаги»

Волшебный бисер

театральный кружок « Маленький актер»

- Реализуется проект «Воспитание театром» (заключен договор с Екатеринбургским ТЮЗ «Грим - маски»).

Программы познавательно-речевой направленности – 6 кружковХочу такой сайт

Логотренинг «Волшебные палочки»

«Русская изба»;

«Юный эколог»,

«С чего начинается Родина»

«Мой права»

«Скоро в школу»

Программы по сохранению и укреплению здоровья детей – 4 кружка

- «Юные атлеты» (тренажёрный зал, работа на тренажерах)

- «Бег к здоровью» (лыжная тренировка)

- «Мини футбол»

- «Хоккей, общефизическая подготовка»

Таким образом, 100 % детей от 3 лет, охвачено дополнительным образованием в том числе все дети с ОВЗ.

(СЛАИД) Нормативно — правовое обеспечение

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-фз "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от:7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня 2014 г. ст.42, 55, 59, 79).

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью.

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года: статья 10

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» № 120-ФЗ от 30 июня 2007 г.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ 4.02.2010 года «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Пр-271;

Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.

Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 года №2227-р;

Стратегия развития физической культуры и спорта РФ до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009года № 1101-р

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

ФГОС ДО № 1155 от 17.10. 2013. П. 2.11.2 (данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в т.ч. механизмы адаптации программы для указанных детей)

Письмо Минобрнауки России "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами", № АФ-150/06 от 18.04.2008

Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования".

Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года»

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)

Устав ДОУ

Рабочая коррекционно — образовательная программа для детей с ТНР в условиях логопедического пункта

Индивидуальная адаптированная программа ребенка с ОВЗ

Индивидуальный образовательный маршрут

Рабочая программа педагога

(СЛАИД) Модель сопровождения специалистами ребенка с ОВЗ в системе дополнительного образования ДОУ

программа 2 заседания.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».