21.11.2018
Программа работы муниципального ресурсного центра «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 43 «Малыш» (г. Сухой Лог)в новом учебном году началась с открытого мероприятия – семинара – практикума для специалистов дошкольного и дополнительного образования по теме: «Формирование раннего инженерного и технологического образования на основе инновационной программной среды LigroGame в условиях дошкольного образовательного учреждения».
Это первый практический семинар с детьми, где был представлен опыт апробации инновационной программной среды LigroGame в рамках дополнительной общеразвивающей программы естественно – научной и технической направленностей «Играем и моделируем вLigroGame».
Участники мероприятия познакомились с концепцией проекта инновационной средыLigroGame, который соответствует задачамкомплексной программы «Уральская инженерная школа» от 6 октября 2014 года, направленной на «обеспечение условий для устойчивого экономического роста, развития импортозамещения и промышленного потенциала Свердловской области» и тенденциями развития технологического образования вSTEM – подходе. Данные тезисы представили на открытии мероприятия руководитель муниципального ресурсного центра – Семухина Светлана Викторовна и координатор и разработчик инновационного проекта на базе учреждения – Молоднякова Алёна Валерьевна.
На базе ресурсного центра идет апробация дополнительной общеразвивающей программы «Играем и моделируем вLigroGame», направленной на развитие интереса к техническому творчеству и предметам естественно - научного цикла, ориентации детей в игровой и познавательной деятельности на новые стандарты в сфере инженерного образования, связанные с концепцией цифрового производства.
Елена Владимировна Акулова, воспитательмуниципального ресурсного центра, представила в форме презентации опыт организации детской деятельности по изучению признака «Форма», «Материал» и «Цвет».Данная деятельность организуется педагогом на этапе реализации первого модуля программы, который так и называется - « Друзья Лигрёнка. Признаки и их значения».
Участники мероприятия познакомились с игровыми персонажами – признаками – друзьями главного героя программы – Лигрёнка. Лигрёнок – шустрый и озорной персонаж, который любит делать открытия с помощью своих друзей. «Осьминожка», «Слон», «Листотел», «Хамелеон» и другие персонажи – признаки помогают ребятам познакомиться с окружающим миром, его особенностями и свойствами.
Для организации поисково – исследовательской деятельности с физическими признаками дети используют планшеты, как инструменты сбора и фиксации информации по игровому признаку.
Ребята не просто занимаются изучением предметного мира, а играют, к примеру, в «прятки с Хамелеоном», занимаются поиском значений цвета в предметах детской группы, одновременно фиксируя с помощью инструментов планшета необходимую информацию в игровой задаче.
Для чего нам нужны признаки, если мы реализуем в детской деятельности технологию компьютерного моделирования? Моделирование – это процесс создания объекта на его информационных признаках: форма, цвет, материал, величина и другие. Поэтому, чтобы дети могли заниматься не просто конструктивной деятельностью, а владеть технологией моделирования, воспитателю необходимо создать условия для развития понятийного аппарата ребенка, связанного с освоением основных сенсорных эталонов в разных формах познавательной деятельности.
Технология моделирования имеет самодостаточный образовательный ресурс для развития у старших дошкольников абстрактных форм мышления, но в контексте дополнительной программы «Играем и моделируем вLigroGame», данная технология используется в рамках проектной деятельности, деятельности, которая реализует концепцию подхода к инженерному образованиюCDIO.
Что же такоеCDIO?
Всемирная инициатива CDIO (от англ. – придумывай, разрабатывай, внедряй, управляй) – это «комплексный подход к подготовке инженерных кадров, определяющий стандарты в достижении инженерных компетенций, разработке образовательных программ, их материально-технического и методического обеспечения, подборе и обучении преподавателей. Благодаря инициативе Массачусетского технологического университета и трех шведских университетов сообщество CDIO официально появилось в 2000 году как ответ на потребность в практико-ориентированном инженерном образовании. В настоящее время в логике предложенных стандартов работают более ста вузов по всему миру. Среди российских вузов – это Томский политехнический универ- ситет, Сколковский институт науки и технологий, Московский авиационный институт, Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» и другие» [1].
Данные стандарты являются «путеводителем» в проведении реформы инженерного образования, их можно рассматривать как пропедевтический уровень для будущих инженеров.
Рассмотрим первый стандарт, реализация которого была продемонстрирована участникам семинара – практикума на примере проектной детской деятельности по теме «Марсианские хроники».
Стандарт 1. CDIO как общий контекст развития инженерного образования. Принятие принципа, согласно которому развитие и реализация жизненного цикла продуктов, процессов и систем происходит в рамках модели «придумывай-проектируй-реализуй-управляй», которая и является общим контекстом инженерного образования.
Как реализован данный стандарт в рамках проектной деятельности детей? Проектирование темы состоит из следующих этапов (фаз): инициация проблемы педагогом или замысел идеи, начальная фаза проектирования с помощью инструмента – схемы модели (этап «Придумывай»), создание модели в электронной средеLigroGame (этап «Моделируй»), реализация модели на 3D принтере (этап «Создавай»), включение продукта детской деятельности в игровую среду детской группы (этап «Играй»). То есть в условиях раннего инженерного образования данная модель имеет алгоритм «придумывай – моделируй – создавай – играй», где так называемый, этап «эксплуатации изделия», будет на уровне дошкольника реализован в виде включения детского изделия в игровую среду ребенка.
На семинаре – практикуме участники познакомились с реализацией данной модели при проектировании детьми объекта для общего проекта «Марсианские хроники». Такие сложные проекты дети выполняют на этапе третьего модуля программы – «Проектируем и создаем свой Мир!», когда у детей развиты компетенции для деятельности с разнообразным цифровым инструментарием, в том числе и разнообразными техническими средствами обучения: планшеты, ноутбуки, интерактивная доска, 3Dпринтер.
Елена Владимировна инициировала проблему проектной деятельности – создать для путешественников специальную одежду, чтобы защитить их от воздействия окружающей среды.
Данная проблема была «зашифрована» вQR-коде и предполагала использование детьми сканера для «чтения» информации в данном формате.
После обсуждения проблемы был определен объект для моделирования, который дети проектируют с помощью схемы для составления модели. Сам процесс составления модели реализует игровой подход, где каждый признак модели обозначен игровым персонажем.
Этап «Придумывай» закончен, и дети приступают к этапу моделирования. Схема служит детям опорной картой для наглядной визуализации замысла.
Юлия Геннадьевна Унесихина, педагог дополнительного образования ресурсного центра, помогает дошколятам выполнять сложные действия с базовыми единицами моделирования – формами – примитивами. Это пространственные повороты формы в трех координатах, отцентровка форм относительно трехмерного пространства, приемы конструктивной деятельности с формами для создания одного объекта модели.
Этап «Моделируй» заканчивается сохранением формы для печати на 3Dпринтере или в архиве программыLigroGame.
Юлия Геннадьевна объясняет детям, что они создали модель - инструкцию для печати особого технического устройства – 3Dпринтера.
Дети могут наблюдать одновременно свою модель на программе к печати 3Dпринтера и процесс послойной печати своей модели. Этот этап называется «Создавай». Инструмент реализации модели – техническое устройство - 3Dпринтер.
Изделие готово и теперь можно придумать игровую задачу для нового объекта проекта путешествия на Марс, освоение которого в планах известного предпринимателя Илона Маска.
Мы думаем наши дети, играя в такие игры в дошкольном возрасте, смогут поставить и решить не менее амбициозные задачи, когда станут взрослыми профессионалами инженерного дела!
Участники мероприятия оставили самые позитивные отзывы о детской деятельности, о том, что и как умеют делать ребята ресурсного центра с помощью цифровых инструментов и современных технических средств, формах и методах педагогов по организации проектной деятельности на открытом занятии.
1. Махотин Д.А., Лесин С.М. Концепция инженерного образования CDIO как подход к инженерно-технологическому образованию школьников / Профессиональное развитие педагогических кадров в условиях обновления образования: Сборник материалов VIII Городской научно-практической конференции. Сер. "Библиотека журнала «Интерактивное образование». 2017. С. 163-169.
2. Молоднякова А.В., Лесин С.М. Формирование раннего инженерного и технологического образования в условиях технологической насыщенности системы дошкольного образования/ «Интерактивное образование» №3. 2018. С. 38-42