Проблемы профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми

21.11.2018

Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних, и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств, является одним из наиболее приоритетных направлений внутренней политики Российской Федерации. Это вызывает необходимость создания эффективной системы предупреждения насилия и агрессии в отношении детей и подростков, небрежного отношения к ним, профилактики семейного неблагополучия.

Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Российской Федерации как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне. Выявлением семей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах

своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации.

Сведения о фактах жестокого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся в конкретной семье сложной ситуации.

Актуальность проблемы позволяет выделить основные приоритеты в работе педагогов по профилактике жестокого и пренебрежительного отношения к детям и подросткам.

Что необходимо знать педагогам и родителям по проблеме:

Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка» (1989 г). Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей:

·Право ребенка на уровень

жизни, необходимый для гармоничного развития

(ст. 6, 17, 27-31)

·Ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.3, 5, 18, 26)

·Право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст.16, 19, 32-37).

Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, другими членами семьи ребенка, педагогами, представителями органов правопорядка, другими взрослыми.

Формы жестокого обращения с детьми:

Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие-это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие (или развращение)–вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми в целях получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие–периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психологической форме насилия относятся:

-открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

-угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;

-замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

-преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

-однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка–отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

-отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

-отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка как распространенная форма насилия может проявляться в следующем:

-недостаточное удовлетворение его потребностей в еде, физической и психологической безопасности, любви;

-отсутствие должной опеки;

-недостаточное обеспечение ребенка необходимой медицинской помощью, когда он болен;

-причинение умышленного вреда ребенку;

-воздействие эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами;

-воздействие факторов, оказывающих деморализующее влияние на

ребенка (алкоголизация, противоправное поведение родителей).

Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным. Он может быть следствием болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей или их некомпетентности, следствием стихийных бедствий или социальных потрясений.Хочу такой сайт

Основными направлениями работы педагогов являются следующие:

-информирование по проблеме жесткого обращения с детьми (формы, факторы, ответственность, реагирование на ситуации жестокого обращения с ребенком в семье);

-изучение нормативных документов, регламентирующих защиту ребенка от жестокого обращения (семинары, консультации).

Система повышения психологической компетентности родителей, педагогов, учащихся в условиях школы может включать такие формы работы, как педагогические советы, семинары, родительские собрания, родительские клубы, лектории, занятия в которых проводят педагоги, психологи, юристы, специалисты учреждений социальной защиты.

Первичная профилактика жестокого обращения, насилия и преступлений в отношении несовершеннолетних заключается в следующем:

1. Изучение и коррекция нарушений детско-родительских отношений;

2. Развитие личностных ресурсов родителей и детей, способствующих формированию здорового жизненного стиля и эффективного поведения:

·формирование самопринятия, позитивного самоотношения и Я-концепции;

·формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;

3. Развитие эффективных стратегий и навыков поведения:

• навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем;

• навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;

• навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;

• навыков эффективного общения.

Возможна следующая тематика занятий:

Социально-психологический блок:

·Насилие в обществе как социально-психологическая проблема

·Ненасильственное общение в семье. Ненасильственные отношения «ребенок-взрослый»

·Безопасное поведение ребенка. Как защитить ребенка от насилия

·Воспитание у ребенка навыков терпимого отношения и ненасильственного поведения

·Управление стрессами для предупреждения конфликтов в детско-родительских отношениях

·Профилактика, управление и разрешение конфликтов в семье подростков

·Технология выхода из конфликта. Способы урегулирования

отношений в семье. Совладающее поведение, копинг-стратегии. Социально-правовой блок:

·Правовая компетентность родителей: ответственность родителей за воспитание ребенка

·Социальная защита основных прав детей и подростков Основная

проблематика занятий с детьми и подростками:

·Обучение эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях

·Формирование навыков уверенного поведения, общения, разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками и взрослыми

·Развитие самопознания подростков в различных социальных

ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в

различных ситуациях.

Обсуждая с родителями и педагогами вопросы профилактики насилия и жестокого обращения, дискриминации детей, следует рассмотреть вопросы:

·Защиты прав ребенка в образовательном учреждении.

·Факторы и профилактика школьного насилия

·Безопасное поведение ребенка и профилактика преступлений и насилия в отношении детей

·Психологическая компетентность родителей. Профилактика насилия в семье.

Основные формы работы с родителями и педагогами включают организацию «Родительского всеобуча (лектория)»,выступления специалистов на родительских собраниях, общесадовых родительских комитетов образовательного учреждения, тематические консультации, циклы педагогических советов.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».