21.11.2018
Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних, и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств, является одним из наиболее приоритетных направлений внутренней политики Российской Федерации. Это вызывает необходимость создания эффективной системы предупреждения насилия и агрессии в отношении детей и подростков, небрежного отношения к ним, профилактики семейного неблагополучия.
Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Российской Федерации как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне. Выявлением семей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах
своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации.
Сведения о фактах жестокого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся в конкретной семье сложной ситуации.
Актуальность проблемы позволяет выделить основные приоритеты в работе педагогов по профилактике жестокого и пренебрежительного отношения к детям и подросткам.
Что необходимо знать педагогам и родителям по проблеме:
Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка» (1989 г). Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей:
·Право ребенка на уровень
жизни, необходимый для гармоничного развития
(ст. 6, 17, 27-31)
·Ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.3, 5, 18, 26)
·Право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст.16, 19, 32-37).
Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, другими членами семьи ребенка, педагогами, представителями органов правопорядка, другими взрослыми.
Формы жестокого обращения с детьми:
Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Физическое насилие-это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
Сексуальное насилие (или развращение)–вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми в целях получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психическое (эмоциональное) насилие–периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психологической форме насилия относятся:
-открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
-угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
-замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
-преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
-однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребенка–отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
-отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
-отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка как распространенная форма насилия может проявляться в следующем:
-недостаточное удовлетворение его потребностей в еде, физической и психологической безопасности, любви;
-отсутствие должной опеки;
-недостаточное обеспечение ребенка необходимой медицинской помощью, когда он болен;
-причинение умышленного вреда ребенку;
-воздействие эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами;
-воздействие факторов, оказывающих деморализующее влияние на
ребенка (алкоголизация, противоправное поведение родителей).
Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным. Он может быть следствием болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей или их некомпетентности, следствием стихийных бедствий или социальных потрясений.
Основными направлениями работы педагогов являются следующие:
-информирование по проблеме жесткого обращения с детьми (формы, факторы, ответственность, реагирование на ситуации жестокого обращения с ребенком в семье);
-изучение нормативных документов, регламентирующих защиту ребенка от жестокого обращения (семинары, консультации).
Система повышения психологической компетентности родителей, педагогов, учащихся в условиях школы может включать такие формы работы, как педагогические советы, семинары, родительские собрания, родительские клубы, лектории, занятия в которых проводят педагоги, психологи, юристы, специалисты учреждений социальной защиты.
Первичная профилактика жестокого обращения, насилия и преступлений в отношении несовершеннолетних заключается в следующем:
1. Изучение и коррекция нарушений детско-родительских отношений;
2. Развитие личностных ресурсов родителей и детей, способствующих формированию здорового жизненного стиля и эффективного поведения:
·формирование самопринятия, позитивного самоотношения и Я-концепции;
·формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
3. Развитие эффективных стратегий и навыков поведения:
• навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем;
• навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
• навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;
• навыков эффективного общения.
Возможна следующая тематика занятий:
Социально-психологический блок:
·Насилие в обществе как социально-психологическая проблема
·Ненасильственное общение в семье. Ненасильственные отношения «ребенок-взрослый»
·Безопасное поведение ребенка. Как защитить ребенка от насилия
·Воспитание у ребенка навыков терпимого отношения и ненасильственного поведения
·Управление стрессами для предупреждения конфликтов в детско-родительских отношениях
·Профилактика, управление и разрешение конфликтов в семье подростков
·Технология выхода из конфликта. Способы урегулирования
отношений в семье. Совладающее поведение, копинг-стратегии. Социально-правовой блок:
·Правовая компетентность родителей: ответственность родителей за воспитание ребенка
·Социальная защита основных прав детей и подростков Основная
проблематика занятий с детьми и подростками:
·Обучение эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях
·Формирование навыков уверенного поведения, общения, разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками и взрослыми
·Развитие самопознания подростков в различных социальных
ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в
различных ситуациях.
Обсуждая с родителями и педагогами вопросы профилактики насилия и жестокого обращения, дискриминации детей, следует рассмотреть вопросы:
·Защиты прав ребенка в образовательном учреждении.
·Факторы и профилактика школьного насилия
·Безопасное поведение ребенка и профилактика преступлений и насилия в отношении детей
·Психологическая компетентность родителей. Профилактика насилия в семье.
Основные формы работы с родителями и педагогами включают организацию «Родительского всеобуча (лектория)»,выступления специалистов на родительских собраниях, общесадовых родительских комитетов образовательного учреждения, тематические консультации, циклы педагогических советов.