Родителям по недопущению фактов жестокого обращения с детьми

21.11.2018

Насилие - это сила слабого, обусловленная, в большинстве случаев, потребностью в самоутверждении за счет подавления других. Ребенку легко причинить вред. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым, будь то родители, опекуны, воспитатели, учителя. Большую роль в распространении жесткости к детям играет неосведомленность родителей или лиц их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребенку, непонимание, что не каждое наказание идет ему на пользу. Немаловажное значение имеет и низкая правовая культура населения, недостаточные знания законодательных норм, охраняющих права ребенка и гарантирующих наказание насильников.

Что попадает под понятие "жестокое обращение с детьми"?

Жестокое обращение с детьми — действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка, а так же его развитию.

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Причины жестокого обращения

стресс;

потеря авторитета;

денежные затруднения;

потеря контроля и власти;

пережитое насилие в детстве

Современное общество выделяет четыре основных вида насилия:

Физическое насилиенанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушает его развитие или лишают жизни. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, а также попытки удушения или утопления. Сюда же относятся различные виды физического наказания - от подзатыльников до шлепков и порки ремнем. Необходимо осознавать, что физическое наказание - это физическое нападение, оно всегда сопровождается словесным оскорблением и психической травмой. Что, несомненно, является прямым нарушением прав и свобод человека и личности ребенка.

Психическое (эмоциональное) насилие– это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

Эмоциональное насилие – это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения (страх, унижение, волнение, подавленность и т. д.), подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни; включает такие действия как вербальные угрозы, оскорбления, унижения, обзывания его такими словами как «дебил», «тупица», частые выражения сомнения в интеллектуальных возможностях, в том числе публичные, понижающие самооценку ребенка, экстремальные или нетипичные формы наказаний, такие как запирание его в темном туалете, пассивное лишение любви, включающее холодность или оставление без ответа попыток ребенка пообщаться. Вместо нормальных реакций родителей на успех ребенка – похвалы, гордости и радости, он подвергается противоположным чувствам родителей – равнодушию и раздражению. Прямо или косвенно ребенку запрещается испытывать и выражать эмоции: «Не реви!», «Не злись», «Что ты тут хохочешь? А ну, потише!», «Отстань, не мешай мне», «Не путайся под ногами!» и т. д.

К психической форме насилия относятся:

· открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

· угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

· замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

· преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

· ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

· однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

· изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения;

· угрюмость, отказ от обсуждения проблемы;

· «торговля запретами» (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять);

· оскорбление ребенка;

· терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха;

· поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;

· брань, издевки;

· запугивание наказанием («Еще одна двойка или очередная выходка в школе, и я возьмусь за ремень»);

· моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (вовлечение или принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).

Пренебрежение нуждами ребенка– это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:Хочу такой сайт

· отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

· отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Сексуальное насилие происходит в том случае, если взрослый с помощью силы или другого давления, принуждает подростка участвовать с ним в любых сексуальных действиях. В большинстве случаев насильником является взрослый, которого ребенок хорошо знает: родитель, родственник, друг семьи.

Дети и подростки, подвергшиеся насилию, страдают не только в момент его совершения, последствия жестокости взрослых и различные трудности ощущаются в течение длительного периода. Все формы насилия являются недопустимыми и оказывают вредное воздействие на жизнь и здоровье детей.

Какова бы ни была причина, насилие ВСЕГДА неправильно, и в этом НИКОГДА нет вины ребенка.

Пути профилактики жестокого обращения с детьми

Существуют базовые родительские установки, которые позволяют реализовать любовные, уважительные и доверительные отношения с ребенком:

· Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил эти проблемы.

· Ваш ребенок — не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

· Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

· Во многих капризах и шалостях вашего малыша повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от него того, что он попросту не может вам дать — в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.

· Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в вашем малыше. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

· Для правильного воспитания родителям полезно знать существующие формы наказаний и особенности воздействие их на ребенка.

· К самым неправильным, неблагоприятным формам наказания следует отнести физическое воздействие. Однако традиционное представление значительной части родителей, что физические наказания не такое, уж большое зло, а во многом даже и благо, довольно устойчиво. Это связано с сильной внешней эффективностью этого метода. Подобным способом можно оказать влияние на кого угодно, а не только на маленького и беззащитного человека. Но все-таки данный вид воспитательного воздействия не эффективен.

· Если родители использовали физическое наказание, когда дети не подчинялись их требованиям, то данное воздействие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения. Ведь в результате подчинился не ребенок, его действиями руководит в этот момент лишь инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.

· Кроме того, обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют собственное поведение. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлепающая своего ребенка со словами: «Драться нехорошо!» Вряд ли малыш поймет, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются его родители, пытаясь доказать ему неправоту или добиваясь послушания.

· К физическим наказаниям не следует прибегать еще и потому, что обычно после них ребенок ведет себя по-другому только в присутствии того человека, который его наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребенке действительно моральное поведение — способность поступать правильно исключительно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то ставит условия.

· Речевая агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, малоэффективна, и ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками.

· Весьма распространенной формой наказания являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование ребенка, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителями: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться. Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять ее нужно крайне осторожно и очень короткое время. Действенность такого наказания зависит от отношений до его применения. Если между ребенком и родителями существовали отношения подлинной близости, взаимоуважения, любви и доверия, то такой метод может быть использован. Если же всего этого не было, то подобное наказание абсолютно ничего не даст: временная утрата любви имеет смысл тогда, когда есть что терять. Нельзя в качестве наказания оставлять маленьких детей дома одних или угрожать, что мамауйдет.

· Запрет. Довольно часто, в силу ограниченности собственного опыта ребенка, родители вынуждены запрещать что-то — прежде всего для предотвращения того вреда, который он может нанести самому себе или окружающим. Запрет должен опережать совершение неправильного поступка или быть немедленной на него реакцией. Очень важно в таких случаях контролировать речевые высказывания, ограничиваясь кратким замечанием — «нельзя!» и отказываясь от развернутой аргументации, почему именно нельзя. Лучше показать свое неудовольствие мимикой, жестом, выражением лица. Тогда постепенно ребенок научится понимать, какие поступки вызывают эмоциональную поддержку родителей, а какие - нет. Опережающий запрет должен быть лаконичным и точным.

· Довольно распространенным наказанием в семье является наказание «естественными последствиями», состоящее в лишении ребенка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т.п.). Такой метод может привести к успеху, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Понятно, что применение данного воспитательного воздействия возможно лишь с определенного возраста, когда ребенок в принципе способен установить связь между своим проступком и наказанием. Поэтому целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного для ребенка события. Применяя наказание «естественными последствиями», нельзя лишать ребенка того, что необходимо для полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками. Хорошо, если данный тип наказания принимает вид распространяемого на всех в семье правила: намусорил - сам убери, испачкал - сам приведи в порядок и т.п. Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний.

Применяя наказание, необходимо помнить:

· Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий не должен забывать о том, что нельзя травмировать психику ребенка. Наказание должно тормозить социально не одобряемые нормы поведения

· Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

· За один раз - одно наказание. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному - за каждый.

· Наказание - не за счет любви, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

· Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, сломал), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.

· Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

· Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

· Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».