21.11.2018
Вы спросите, что такое сказкотерапия? Это способ сблизиться со своим ребёнком. Личность человека формируется в детстве и сказкотерапия – это один из самых лучших способов донести своему ребёнку сложные вещи, которые ему легче воспринимать через сказку.
Когда дети осознают, что такое хорошо и, что такое плохо от своих родителей, в семье возникает связь родителя со своим ребёнком, это способствует не только укреплению моральных ценностей у детей, но и повышает степень доверия ребёнка к своему родителю.
В чём же отличие сказки и сказкотерапии
Многие задумаются, разве сказка и сказкотерапия не одно и то же!? Не - совсем. Сказки, которые мы слушаем перед сном отличаются от сказки в терапевтических целях тем, что сказкотерапия – это способ решения конкретной проблемы, определённого ребёнка. В практической психологии довольно часто используется этот метод, который стал актуальным в наше время.
Дети мыслят образно, поэтому с помощью сказкотерапии мы можем достичь больших результатов, чем просто беседуя на какие то темы.
Какую пользу оказывает сказкотерапия
Малыш, который слышит историю с вымышленными персонажами, воспринимает всё реально.
В сказках используются метафоры, гиперболы – способы завлечь ребёнка тем, о чём повествуется. И дети сопереживают, радуются вместе с героями. Но если ребёнок чем - то обеспокоен, он сразу же «примеряет» ситуацию из сказки на себя, что помогает ему решить, как нужно поступить. Дети сразу же проникаются к доброму персонажу. Таким образом, сказкотерапия помогает ребёнку перенять на себя позитивную сторону персонажа, который на его взгляд прав.
Как правильно воспользоваться сказкотерапией
Многие родители думают, что рассказывать своему ребёнку нужно только положительные истории. Но не стоит этого делать. Вы же не хотите, что бы ваш ребёнок воспринимал окружающее в розовом цвете.
Никто так же и не призывает рассказывать ребёнку, сколько всего плохого может его ждать.
Рассказывая сказку, не забывайте, что это фантазия, и старайтесь, чтобы количество положительных моментов было приблизительно равно количеству негативных. Просто, чтобы ребёнок лучше понял, в чём заключается правильное поведение, используйте ударение, следите, чтобы таких слов, как: упал, разбился, ужасный, злой… было немного меньше, и преобладали слова: дружить, смелый, добрый, красивый.
Как провести сказкотерапию
Для сказкотерапии не важно, чья это будет история: ваша, авторская или же народная, основное тут выбрать историю, которую вашему ребёнку не надоест слушать несколько раз подряд. В конечном счёте, вы сможете рассказывать ребёнку одну и ту же историю, лишь проецировать его на проблемы, которые возникают, и подбирать решение проблемы, которая его беспокоит. Чтобы было ещё легче, стоит натолкнуть малыша самому разобраться, задавая наводящие вопросы, предлагать самому сочинить сказку.
Основные правила сказкотерапии
Чтобы не давить на детскую психику, сказкотерапию лучше проводить спустя некоторое время после того, как с ребёнком произошла неприятная ситуация. Конечно, лучше предупредить ребёнка с помощью сказкотерапии, рассказать ему, что его ждёт, морально подготавливая его. Однако, если уж с ним что – то приключилось, пусть отдохнёт, немного отвлечётся и тогда будет проще помочь.
Для лучшего восприятия ребёнку нужно послушать сказку, перед тем как он ложится спать: днём или вечером.
Чтобы ребёнок легче смог понять, пофантазировать, нужно начать сеанс сказкотерапии словами: «когда – то, где то –то далеко – далеко,
давным – давно, в одном королевстве…» Это поможет ему представить место происходящего. Можно даже помочь ему «превратиться» в сказочного персонажа.
Виды терапевтических сказок
· Дидактические сказки.
Сказки, которые развивают и обучают. Закладывают основу учебных знаний и дают представление о новых понятиях. В таких сказках возможно одушевлять предметы, буквы, цифры. Сказки рассказывают детям о семье, животных, правилах поведения в увлекательной форме.
· Народные сказки.
В народных сказках чтутся традиции и опыт человечества. В этих сказках информация о взаимопонимании и взаимоотношениях людей.
· Диагностические сказки.
Подсознательно, ребёнок выбирает для себя персонажа и действует соответственно выбранной им модели. Девочка, выбрав себе в герои мышку – норушку, будет хрупкой и застенчивой. А мальчик, выбравший капитана, будет стараться командовать и чувствовать себя главным.
· Профилактические сказки.
Чтобы сформировать личность, в памяти ребёнка, с помощью сказкотерапии
закладывается представление различных ситуаций, знаний об окружающих, о себе. Так же закладывается дальнейшее восприятие мира.
· Лечебно – профилактические сказки.
Сказки, которые проецируют жизненные ситуации. Там, где ребёнок проживает жизнь вместе с главным персонажем и воспринимает как победы, так и поражения на свой счёт. Это даёт возможность ему посмотреть на себя со стороны, и возвращаясь в реальность, ребёнок чувствует себя более уверенным и защищённым, пытаясь применить навыки в жизни, борясь со своими проблемами и страхами.
· Медитативные сказки.
Чтобы снять усталость и напряжение – это самый подходящий вариант.
Если ребёнок эмоционально настроен негативно, сеанс сказкотерапии поможет ему успокоиться и найти способ расслабиться.
Если ваше дитя никак не освоит необходимость говорить «волшебные» слова, не любит считаться не с чьим мнением, кроме своего собственного, делает многое наперекор, попробуйте прочитать ему сказку о непослушной мышке.
Жила-была мышка. Любила она, чтобы все вокруг нее крутились – угождали да ублажали. Старались родители да старшие сестры и братья побаловать маленькую, да наступила пора готовить запасы на зиму – нужно было покрутиться. Звали они с собой малявочку, а та губы надула, хвост отвернула – не хочет помогать, желает только из норки выйти да погулять. Но родители её не выпускают – страшным котом пугают, что наверху живет, да добавляют: «Старших ты не уважаешь, добрых слов не знаешь – сиди дома!». И ушли.
Скучно стало серенькой. Что делать? Стала она тайком от всех ход себе наружу рыть – и выскользнула из норки!
Целый день путешествовала шилохвостая по дворику, который казался огромным сказочным лесом. Мышка ведь маленькая – даже травинка и та выше её.
Ближе к вечеру заурчало у неё в пустом животе – есть захотелось. Туда-сюда, а ничего нет. Мама далеко – есть не подаст по первому же капризу. Смотрит, какой-то пушистый зверек пьет из миски сметану.
— Подвинься, — пробурчала она котенку (а это был именно он!).
— Зачем? – удивился он.
— Есть хочу.
— А разве ты не знаешь волшебные слова: «пожалуйста, извините, разрешите…», или хотя бы «здравствуйте»?
— Вот еще, — фыркнула мышь. – Хочу есть и все тут – без всяких слов.
— Нет, так дело не пойдет, — мяукнул котенок. – Мне не жалко сметаны, — он даже отодвинулся, — но ты поступаешь очень некрасиво.
— Ах так, — разозлилась голодная мышка. И как схватит котеночка за усики, как дернет их – вся головенка его в сметану нырнула.
— Мама! – заплакал ни за что ни про что обиженный котенок.
— Что тут случилось? – над миской выросла большая тень мамы-кошки. – Ой, сынок, как же ты измазался-то весь, — она осуждающе покачала головой, вылизывая мордашку мальца.
— Это не я, — захныкал он.
— А кто же? – удивленно оглянулась кошка.
— А вот она! – котенок, размазывая ресничками сметану, показал лапкой на притаившуюся под листочком подорожника проказницу.
— Мышь?! – глаза мамы-кошки вспыхнули хищным огнем, шерсть вздыбилась, еще мгновенье и…
— Ой-ой-ой! – визжала мышка, падая в норку, которая на её счастье была прямо под ней.
Мама, папа, братья, сестры – бросились к ней.
— Там! Там, — дрожала мышка, указывая на когтистую лапу, пытающуюся разрыть землю вокруг норы, — чудище: лохматое, хвостатое, зубатое…
— Кошка-а! – испуганно выдохнула ее родня, стремительно отбегая вглубь норы.
Когда наконец-то все успокоилось, мама вдруг спросила:
— А где это ты так долго была? – мы все вокруг обыскали, да только землю, разбросанную у входа, нашли.
— Я… Я, — растерянно лепетала мышка.
Хотела она соврать, но мамины глаза так внимательно смотрели на дочку, что вранье вылетело из головы. Сказала она всю правду, несмотря на то, что боялась: сейчас ей попадет! Но мама лишь прошептала: «Я так верила тебе, доченька». Отвернулась и заплакала.
Никто и ничего больше не сказал мышке. Все молчали. Но от этого стало ей как-то особо горько. И казалось, что тишина ей шепчет что-то такое, что обязательно нужно понять и запомнить. Только где искать это «что-то»? Оглянулась мышка по сторонам, присмотрелась к своим родным и их друзьям: как они общаются, как поступают – не врут, уступают друг дружке, приветливо улыбаются, всем помогают и не забывают сами поблагодарить за помощь…
И тогда мышка поняла, что если ты хочешь, чтобы к тебе относились по доброму и хорошему (а не просто баловали, потому что ты меньше всех), учись быть вежливой и уважай желание других, никогда и никому не делай зла, и раз тебе доверяют – не обмани доверие – второй шанс дается не часто.
И как только она это осознала, появились у нее много друзей и подружек. И больше мышка никогда не скучала!
Педагог дополнительного образования
по театральной деятельности Лазарева Е. В.