21.11.2018
Мастер – класс для родителей
Здоровыми, успешными, счастливыми мечтают видеть своих дочерей и сыновей все мамы и папы. Очертим круг проблем, как правило, преследующих дошколят и младших школьников. Ребенок гиперактивен, невнимателен, отвлекается, быстро устает, не доводит дело до конца, медлителен или слишком активен, плохо усваивает учебный материал, пропускает и путает буквы, пишет их зеркально, при чтении «проглатывает» окончания, угадывает слова, отстает во многих видах деятельности от группы (класса)...Эти проблемы - повод, чтобы бить тревогу, обращаться к специалистам.
Большинство родителей списывают неблагополучие на трудности роста (подрастет - поумнеет!), возможно — на недостатки воспитания; на нежелание отпрыска «хорошо себя вести» дома или в детском саду и «выполнять все требования учителя» в школе. Подручный метод воздействия известен — хорошая взбучка. Однако, свято веря, что ребёнок сам виноват и что со временем всё «само собой сложится», взрослые, как правило, дважды ошибаются.
«Виноваты» участившиеся ныне патологии беременности и родов, следствием которых становится поражение центральной нервной системы плода. Причем если серьезные, очевидные нарушения у новорожденного сразу же получают диагноз «родовая травма», то более легкие на первом году жизни незаметны и проявляются значительно позже — трудностями поведения и обучения, речевыми нарушениями, различными видами невротических реакций. Между тем детишек с «легкими» нарушениями большинство, именно они и составляют до 90 процентов детсадовских «неумех», неуспевающих школьников.
«Виновато» также нередко встречающееся нарушение последовательности этапов двигательного развития младенца. В норме он проходит родовые пути — лежит на спине — поворачивается на один и другой бок — переворачивается на живот — ползает по-пластунски — поднимает руки, упирается — поднимает голову и охватывает взглядом пространство — садится — ползает на четвереньках — встает с помощью рук, потом без — ходит с помощью взрослого, потом самостоятельно. При этом на каждом этапе «запускаются» важнейшие механизмы, образуются новые функциональные связи, ребенок без искажений воспринимает пространственную сферу. Но малейший сбой в этой последовательности, пропуск какого-то этапа пагубно сказываются на развитии мозга. Допустим, малыш не ползал, а сразу встал, пошел — жди проблем с координацией движений, чтением и письмом, речевым развитием...
Показать специалистам дошкольника, младшего школьника стоит в любом случае. И особенно при наличии факторов риска (родился через кесарево сечение; получил родовую травму; не ползал вовсе или мало и только назад; часто болел, принимал антибиотики; получил общий наркоз; имеет повышенный или пониженный мышечный тонус, ходит на цыпочках; имеет травмы головы, частые бытовые травмы).
Эффективная методика (автор — профессор, кандидат психологических наук Анна Семенович) — специальный комплекс тестов, коммуникативных игр, упражнений, дыхательной и глазодвигательной гимнастики — позволяет «вернуть» ребенка в первый год жизни и заново выстроить его двигательное развитие — на сей раз полноценно, без губительных пропусков. В итоге улучшается его память, нормализуются процессы мышления и восприятия, он становится более ловким, эмоциональным, коммуникабельным, более успешным в учебе, в окружении сверстников.
Многие особенности развития ребёнка можно скорректировать, пройдя все этапы его сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения.
Основные блоки упражнений:
- дыхательные упражнения;
- глазодвигательные упражнения;
- растяжки;
- упражнения двигательного репертуара.
1. Дыхательные упражнения.
Цель: восстановление нормального дыхания в покое, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизация тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребёнка.
«Вдох – выдох».
Для детей от 5 лет.
• Упражнения выполняется только по команде взрослого « вдох – выдох».
И. п.Ребенок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги лежат прямо (перекрещивать их нельзя). Ребенок не должен шевелить ногами.
Во время команды взрослого «вдох» ребенок делает глубокий вдох через нос (рот закрыт), затем во время команды взрослого «выдох» ребенок делает шумный выдох через открытый рот. Выполнить 5 раз.
«Забей гол».
Для детей от 3 до 5 лет.
И. п. Ребёнок садится за стол напротив взрослого. Взрослый складывает из кубиков ворота. Кладёт на стол перед ребенком мяч для настольного тенниса.
Вначале взрослый показывает ребёнку, как нужно задуть шарик в ворота («Забить гол»).
2. Глазодвигательные упражнения.
Цель:Расширить пространство зрительного восприятия. Развивать межполушарное взаимодействие и повышать энергетику мозга.
Эти упражнения тренируют мышцы, управляющие движением глаз, активируют кровообращение, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости, совершенствуют координацию в горизонтальной плоскости, повышают устойчивость вестибулярных реакций, способствуют улучшению координации движений глаз и головы, улучшают упругость век, стимулируют централизованное, дистанционное и периферийное зрение, предупреждают косоглазие, тренируют способность глаза фокусировать, усиливают координацию глаз, стимулируют сокращение и расслабление зрачков.
Для детей от 5 лет.
Лежа. С помощью взрослого. Рот закрыт. 3 уровня.
Исходное положение (И.п.): Ребенок лежит на спине. Голова лежит неподвижно, рот закрыт. Руки лежат вдоль туловища, ладони прижаты к полу, пальцы рук не шевелятся. Ноги выпрямлены и не перекрещены.
• Нужно научить ребенка следить глазами за яркой точкой на конце ручки, не двигая при этом головой.
Взрослый берет ручку, располагает ее яркий конец напротив переносицы ребёнка и плавно перемещает ручку над глазами ребенка вправо и обратно к середине; влево и обратно к середине; вверх и обратно к середине; вниз и обратно к середине; к переносице и от переносицы. Ребенок следит за яркой точкой на конце ручки обоими глазами, не поворачивая голову, и его глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа. Необходимо на 1—2 секунды задерживать ручку в крайних положениях (право, лево, верх, низ, у переносицы), ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках.
Упражнение выполняется последовательно на 3 уровнях.
I Уровень. Ручка располагается на расстоянии вытянутой руки ребенка.
II Уровень.Упражнение выполняется аналогично на расстоянии руки ребёнка, согнутой в локте.
III Уровень. Упражнение выполняется аналогично около переносицы ребёнка.
Упражнение выполнять не более 2 раз на каждом уровне.
Для детей от 3 до 5 лет.
«Часики».
И.п. Ребёнок лежит на спине.
1. Глаза ребёнка медленно двигаются влево – вправо («тик-так»). Ребёнок старается поворачивать глаза как можно дальше в стороны.
2. Ребёнок закрывает глаза, взрослый считает до 5, затем ребенок открывает глаза и т.д.
Повторить 5-6 раз.
3. Растяжки.
Цель: преодоление разного рода мышечных дистоний (гипо- или гипертонусов), зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации и стабилизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности.
В процессе выполнения упражнений двигательного репертуара происходит постепенное освоение пространства собственного тела и пространства вокруг собственного тела. Отработка в процессе ползаний таких понятий как верх – низ, впереди–позади, право–лево, являются хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счёта у старших дошкольников и младших школьников.
Выполнение последовательно выстроенных движений предполагает постоянную тренировку на удержание программы, что обеспечивает формирование функции произвольного самоконтроля (саморегуляции).
Для детей от 3 до 5 лет.
«Покачаемся»
И.п. Взрослый садится на пол так, чтобы за спиной не было опоры, ноги вытянуты, слегка раздвинуты. Ребенок садится на руки взрослого и занимает удобную позу.
Взрослый обнимает ребёнка и начинает медленно, ритмично раскачиваться из стороны в сторону, вперёд и назад.
Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок не захочет встать. Тогда взрослый понемногу разжимает руки и отпускает ребёнка, но не сразу, давая возможность ребёнку приложить некоторое усилие, чтобы разорвать объятия.
«Качели»
И. п. Ребёнок лежит на спине. Руки лежат на полу над головой. Руки и ноги расслаблены.
Один взрослый берет ребёнка за руки, чуть повыше запястья. Другой – за ноги, немного выше щиколотки.
Взрослые поднимают ребёнка над полом и растягивают его, сделав шаг назад и разведя руки и ноги ребёнка в стороны. Взрослые раскачивают ребенка вправо – влево и читают текст. Слова должны по ритму совпадать с раскачиванием.
Одновременно с последним словом текста взрослые бережно опускают ребенка на пол.
Еле – еле, еле – еле,
Раскачали мы качели.
Раскачали, раскрутили