ОТ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРУШКИ – К ДЕТСКОМУ ШУМОВОМУ ОРКЕСТРУ

19.02.2023

       Для ребенка «расшифровка» звуков является трудоемким процессом, предполагающим сложную интеллектуальную работу, в ходе которой он учится вычленять различные звуки из шумового фона, адекватно воспринимать их характеристики (громкость, длительность) и впоследствии соотносить звук с тем или иным предметом. Благодаря такой работе происходит становление и развитие слухового восприятия малыша.
      Важную роль в развитии детских акустических способностей играют шумовые и музыкальные игрушки.  Шумовые игрушки помогают понять, что такое  шуршание,  треск, скрип,  звон,  шелест, стук и т. п. Самые известные шумовые  игрушки – это  знакомые   нам  с  детства  погремушки, свистульки, трещотки,   маракасы,  ложки,  колотушки  и  др.   В   них  могут  играть  самые маленькие дети уже с первых дней жизни.
       Музыкальные игрушки предназначены для детей постарше. Как правило, такие игрушки представляют собой уменьшенные и упрощенные копии настоящих музыкальных инструментов – барабана, гитары, саксофона, губной гармони, бубна, дудки, ксилофона и т. д. Музыкальные игрушки необычайно полезны: они развивают у ребенка способность различать звуки по высоте, длительности и силе звучания, дают возможность познакомить его с такими понятиями, как мелодия, ритм, гармония. Занятия с шумовыми и музыкальными игрушками формируют слуховое внимание и слуховую память, стимулируют речевое развитие, позволяют привить малышу музыкальный вкус,  а  также  обогащают детей новыми знаниями о предметах и явлениях окружающей действительности.

        На начальном этапе необходимо познакомить детей с музыкальными и шумовыми инструментами: металлофоном, ксилофоном, бубнами, трещотками, маракасами, рубелем, свистульками, погремушками, колокольчиками и т.д. Важно показать детям, что любой предмет может издавать звук. Эту истину помогут освоить хлопки в ладоши, по коленям, по животу и т.п. Дети отмечают, что звуки при похлопывании, поглаживании, касании получаются разные, именно эти способы извлечения звуков и станут первыми на пути овладения музыкальными шумовыми инструментами. Чем больше и разнообразнее будет ассортимент музыкальных игрушек в вашем доме, тем больше будет у ребенка возможностей узнать этот мир «на звук» во всем его великолепии и очаровании. На занятиях необходимо познакомить детей с выразительностью звучания инструментов – сравнить звучание бубна и металлофона, ложек и треугольника, погремушки и свистульки, найти разницу в звучании. Лучше такие сравнения проводить во время игры “Чудесный мешочек”, когда ребенок достает игрушку из мешка и играет, а другие дети угадывают какой инструмент звучит. Для развития мышления, памяти и воображения можно использовать загадки с описанием внешнего вида и звуковых качеств инструмента. Это обогатит словарный запас детей и поможет педагогу в дальнейшем экономить время при раздаче инструментов.     На следующих занятиях можно придумывать различные простейшие игры, обыгрывая игрушки: идёт медведь, скачет зайка, бежит лошадка (усталая или веселая), птички летают (много или одна) и т.д. Когда накоплен первый слуховой опыт и проведена предварительная работа, надо показать детям правильные способы игры на инструментах, учитывая их возраст, уровень развития и способности.

      Для того, чтобы дети усвоили навыки поочередных и совместных действий необходимо проводить такие игры как “Поезд”, “Эхо”, “Ежик” и другие подобные игры, когда дети постепенно или поочередно вступают в игру, контролируя свои действия и стремясь сохранить общий строй. Так, в игре “Поезд” педагог становится во главе колонны и в умеренном темпе начинает играть какой-либо несложный ритм, а дети повторяют за ним: идут шаг в шаг и играют так, как играет педагог.

Пойдем по дорожке прямой,

 

Вы дети, идите за мной

(идут или имитируют ходьбу)

Слышите, дятел стучит о сучок:

 

Тук-тук, тук-тук

(показывает несложный ритм)

И мы повторим этот звук.

(хлопают в ладоши или играют на инструментах)

Сейчас по тропинке свернули направо.Хочу такой сайт

 

Увидели зайца – он прыгнул в канаву.

 

А ножки стучали: туки-туки-тук

(показывает новый ритм)

Повторим, дети, и этот мы звук!

(дети повторяют за педагогом)

Водящего можно менять до 3-4 раз.

 

Такие игры как “Эхо” позволят детям развивать внимание и память, т.к. детям необходимо запомнить темп и ритм, а затем слаженно повторить его.

В игре “Ежик” персонаж встречает детей, играет с ними:

Вот и вышли мы из леса – на полянке тишина,
Только стучат два веселых бобра:
Тук-тук да тук, тук-тук да тук. (можно использовать другие ритмы)

      

Подготовила:  Батенева Оксана Валерьевна, музыкальный руководитель.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».