19.02.2023
Для ребенка «расшифровка» звуков является
трудоемким процессом, предполагающим сложную интеллектуальную работу, в ходе
которой он учится вычленять различные звуки из шумового фона, адекватно
воспринимать их характеристики (громкость, длительность) и впоследствии
соотносить звук с тем или иным предметом. Благодаря такой работе происходит
становление и развитие слухового восприятия малыша.
Важную роль в развитии детских
акустических способностей играют шумовые и музыкальные игрушки. Шумовые игрушки помогают понять, что такое шуршание, треск, скрип, звон, шелест,
стук и т. п. Самые известные шумовые игрушки – это знакомые нам с детства
погремушки, свистульки, трещотки, маракасы,
ложки, колотушки и др. В них могут
играть самые маленькие дети уже с первых дней жизни.
Музыкальные игрушки предназначены
для детей постарше. Как правило, такие игрушки представляют собой уменьшенные и
упрощенные копии настоящих музыкальных инструментов – барабана, гитары,
саксофона, губной гармони, бубна, дудки, ксилофона и т. д. Музыкальные игрушки
необычайно полезны: они развивают у ребенка способность различать звуки по
высоте, длительности и силе звучания, дают возможность познакомить его с такими
понятиями, как мелодия, ритм, гармония. Занятия с шумовыми и музыкальными
игрушками формируют слуховое внимание и слуховую память, стимулируют речевое
развитие, позволяют привить малышу музыкальный вкус, а также
обогащают детей новыми знаниями о
предметах и явлениях окружающей действительности.
На начальном этапе необходимо познакомить детей с
музыкальными и шумовыми инструментами: металлофоном, ксилофоном, бубнами,
трещотками, маракасами, рубелем, свистульками, погремушками, колокольчиками и
т.д. Важно показать детям, что любой предмет может издавать звук. Эту истину
помогут освоить хлопки в ладоши, по коленям, по животу и т.п. Дети отмечают,
что звуки при похлопывании, поглаживании, касании получаются разные, именно эти
способы извлечения звуков и станут первыми на пути овладения музыкальными
шумовыми инструментами. Чем больше и разнообразнее
будет ассортимент музыкальных игрушек в вашем доме, тем больше будет у ребенка
возможностей узнать этот мир «на звук» во всем его великолепии и очаровании.
На занятиях необходимо
познакомить детей с выразительностью звучания инструментов – сравнить звучание
бубна и металлофона, ложек и треугольника, погремушки и свистульки, найти
разницу в звучании. Лучше такие сравнения проводить во время игры “Чудесный мешочек”,
когда ребенок достает игрушку из мешка и играет, а другие дети угадывают какой
инструмент звучит. Для развития мышления, памяти и воображения можно
использовать загадки с описанием внешнего вида и звуковых качеств инструмента.
Это обогатит словарный запас детей и поможет педагогу в дальнейшем экономить
время при раздаче инструментов. На следующих занятиях можно
придумывать различные простейшие игры, обыгрывая игрушки: идёт медведь, скачет
зайка, бежит лошадка (усталая или веселая), птички летают (много или одна) и
т.д. Когда накоплен первый слуховой опыт и
проведена предварительная работа, надо показать детям правильные способы игры
на инструментах, учитывая их возраст, уровень развития и способности.
Для того, чтобы дети усвоили навыки поочередных и совместных действий
необходимо проводить такие игры как “Поезд”,
“Эхо”, “Ежик” и другие подобные игры, когда дети постепенно или
поочередно вступают в игру, контролируя свои действия и стремясь сохранить
общий строй. Так, в игре “Поезд” педагог
становится во главе колонны и в умеренном темпе начинает играть какой-либо
несложный ритм, а дети повторяют за ним: идут шаг в шаг и играют так, как
играет педагог.
Пойдем по дорожке прямой, |
|
Вы дети, идите за мной |
(идут или имитируют ходьбу) |
Слышите, дятел стучит о сучок: |
|
Тук-тук, тук-тук |
(показывает несложный ритм) |
И мы повторим этот звук. |
(хлопают в ладоши или играют на
инструментах) |
|
|
Увидели зайца – он прыгнул в
канаву. |
|
А ножки стучали: туки-туки-тук |
(показывает новый ритм) |
Повторим, дети, и этот мы звук! |
(дети повторяют за педагогом) |
Водящего можно менять до 3-4 раз. |
|
Такие игры как “Эхо”
позволят детям развивать внимание и память, т.к. детям необходимо
запомнить темп и ритм, а затем слаженно повторить его.
В игре “Ежик”
персонаж встречает детей, играет с ними:
Вот
и вышли мы из леса – на полянке тишина,
Только стучат два веселых бобра:
Тук-тук да тук, тук-тук да тук. (можно использовать другие ритмы)
Подготовила: Батенева Оксана Валерьевна, музыкальный руководитель.