08.11.2021
Уважаемые родители!
Ваш ребенок
в первый раз переступил порог детского сада. Мы хотим, чтобы этот непростой
период в его жизни прошел как можно мягче. Для этого нам нужна Ваша
помощь! Чтобы адаптация ребенка к новым условиям прошла как можно
спокойнее и быстрее, вы должны знать побольше об особенностях этого сложного
периода.
Что такое адаптация? Адаптацией принято
называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.
Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности,
характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В
детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним
малышу придется приспосабливаться и привыкать. Адаптация к новым социальным
условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих
детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но
серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям
относят:
·
нарушение
аппетита (отказ от еды или недоедание);
·
нарушение
сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
·
меняется
эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно
отметить и более глубокие расстройства:
·
повышение
температуры тела;
·
изменения
характера стула;
·
нарушение
некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, малыш
может вернуться к соске, его речь затормаживается и др.)
Длительность привыкания к новым социальным
условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания
в детском учреждении зависят от индивидуально-личностных особенностей малыша:
типа его нервной системы, степени общительности и доброжелательности,
уравновешенности, наличия/отсутствия привычки выполнять требования
взрослых, сформированности навыков самообслуживания и т.д
Факторы, от которых зависит течение адаптационного
периода
1. Возраст ребёнка. Труднее адаптируются к новым
условиям дети в возрасте до двух лет. После двух лет дети значительно легче
могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к
этому возрасту они становятся более любознательными, у них более богатый опыт
поведения в разных условиях.
2. Состояние здоровья и уровень
развития ребёнка. Здоровый,
хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации.
3. Сформированность предметной и
игровой деятельности. Такого
ребёнка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
4. Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста
по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут,
отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным
протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребёнка меняется: аппетит,
сон восстанавливаются, ребёнок с интересом следит за игрой других детей.
Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют
требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями,
плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может
продолжаться несколько недель. Эти дети нуждаются в особой помощи воспитателя и
родителей. Внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться
долго и привести к заболеванию.
5. Условия жизни в семье. Это создание режима дня в
соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей
умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками,
общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.)
Если ребёнок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного
развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям
дошкольного учреждения.
Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем
девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более
болезненно реагируют на разлуку с ней.
Всегда нелегко привыкают к детскому саду
единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери,
привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс
поступления и успешно адаптироваться в учреждении дошкольного образования.
В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей,
стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум
ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада
воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об
их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с
малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о Вашем ребенке,
рассказывайте больше.
Но успешность адаптации вашего малыша будет зависеть не
только от воспитателей и от самого ребенка, но во многом и от Вас. В Ваших
силах помочь ребенку войти в новые условия – в условия детского сада – как
можно более безболезненно. Для этого Вам необходимо
психологически готовить ребенка к детскому саду заранее и соблюдать
следующие рекомендации.
Что же для этого
нужно?
1. Родители должны привыкнуть к
мысли: «Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут
заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».
2. Соблюдайте режим дня! Заранее
узнайте режим работы учреждения дошкольного образования и за один-два месяца
постарайтесь, чтобы ваш ребенок привык к нему.
3. Приблизьте рацион питания ребенка к
рациону детского сада. Не следует кормить его только протертой пищей!
4. Чтобы ребёнок не чувствовал
дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.
5. Необходимо обратить особое внимание
на формирование у детей навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий
самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и
завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от
взрослого, что положительно скажется на его самочувствии.
6. Создавайте в восприятии ребенка
положительный образ детского сада! Познакомьте малыша со зданием детского сада,
с его территорией. Покатайте его на качелях, горке, поиграйте на спортивной
площадке. Расскажите сказку о детском саде. Например: «Жила-была девочка
(мальчик). Она была умной, красивой, веселой. Когда стала большой, ее приняли в
детский сад. Детский сад – это волшебный домик, куда мамы и папы приводят своих
детей. Им в детском саду очень хорошо: они играют, поют, танцуют, кушают,
гуляют. А еще там много игрушек, особенно… (называйте любимые игрушки вашего
ребенка). Девочке (мальчику) очень понравилось в детском саду, особенно
кататься на горке, качелях, помнишь, как мы с тобой! Ты у нас большая и скоро
пойдешь в сад. Я уверена, что тебе там понравиться».
7. Заранее готовьте ребенка к
временной разлуке. Пример: «Ты стал большим, взрослым. Тебя уже приняли в
детский сад. Мы будем ходить на работу, а ты - в детский сад. Так все делают.
Ты у нас очень хороший, и мы тебя любим. Мы уверены, что ты нас не подведешь!
Вот мы и подошли к самому главному: все
документы готовы, ребёнок и родители настроены идти в садик, к детям. А мы
наблюдаем за ним и в зависимости от его поведения (привыкания, эмоционального
настроя) сообщаем Вам, когда лучше будет оставить его на дневной сон, а потом
уже и на целый день.
Настраивайте себя на успешную адаптацию ребенка
в детском саду, постарайтесь наладить доверительные отношения с педагогами
детского сада! Демонстрируйте малышу позитивное отношение к саду.
Эти советы помогут пережить ребенку процесс адаптации к
условиям детского сада. Если вам нужна квалифицированная помощь, педагог -
психолог детского сада всегда ждёт вас!
Желаем вам успехов в
подготовке ребенка к важному событию в его жизни!
У вас все получится!
Воспитатели
группы:
Девятьярова Оксана Петровна
Баляева Анна
Николаевна