«Развиваем память у детей дошкольного возраста играя»

08.11.2021

«Развиваем память у детей дошкольного возраста играя»

Важнейшей особенностью любого человека является его память, благодаря которой каждый человек накапливает жизненный опыт. Память представляет собой совокупность процессов, способствующих запоминанию, сохранению и воспроизведению информации с последующим ее использованием и применением.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста имеет свои определенные особенности. Избирательность: ребенок фиксирует броские качества предметов, особенные события. Частота: для запоминания необходимо повторение материала. Непроизвольность: дошкольнику присуща память, основанная на эмоциях и интересе. Хороший потенциал развития: считается, что именно в этом возрасте можно заложить у ребенка способность к эффективному запоминанию, что положительно скажется на его умственном развитии и на формировании его как личности.

Память - это один из уровней отражения окружающей действительности, сложная и многоступенчатая система перекодирования информации. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. Память ребенка в этот период преобладает наглядно-образная. Основными средствами, которыми малыш овладевает, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер.

В зависимости от того, какую информацию ребенку необходимо запомнить, выделяют следующие виды образной памяти (т. е. памяти на образы): зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную вкусовую. Особую роль в развитии памяти детей дошкольного возраста играет освоение ребенком речи и обогащение его активного словарного запаса. С 4-5 лет у ребенка уверенно начинает развиваться словесно-логическая (вербальная) память – память на слова, суждения, умозаключения.

      Для того, чтобы отслеживать качество усвоения ребенком познавательной информации, и вовремя устранять недостатки развития памяти, необходимо оценивать способности ребенка к запоминанию.

Это осуществляется через использование тестов на определение уровня развития кратковременной зрительной и слуховой памяти через выполнение тестов, заданий, игр, игровых упражнений: ребенку предлагается сразу воспроизвести предоставленную ему информацию (слова, картинки и т. д.).

Тест «Запомни картинки» (от3 до 10 картинок).

Тест «Запомни пары слов» (от 3 до 8 слов):

1) дом, книга, санки, снег; 2) подарок, мальчик, машина, кот, юла, сказка

Для того чтобы развить хорошую память у ребенка, нужно систематически развивать его память и ассоциативное мышление с помощью специальных игр, игровых заданий и упражнений, и, таким образом, возможно добиться значительного улучшения качественных показателей памяти.

Игры, игровые упражнения на развитие произвольной памяти у детей.

Дидактическая задача: упражнять в умении удерживать в памяти слова, или рисунки и их образы, воспроизводить их по необходимости в ходе игры.

Игровые действия: запоминание, воспроизведение, преодоление препятствий, поиск, помощь сказочному герою и т. п.

Игровой материал: карточки с изображением картинок, фигур и схем, предметы и игрушки, тексты, сценарии.

Игровые правила: запомнить необходимые слова, картинки, текст, схемы, правила, действия, правильно их описывать, воспроизводить.

Для развития зрительной памяти подойдут игровые упражнения с такой поставленной задачей: В течение определенного времени (30-60 сек) дошкольнику необходимо запомнить ряд предметов (графических изображений). Далее картинки (рисунки) закрывают или убирают, а ребенку предлагают повторить, назвать или зарисовать то, что было, те предметы, которых не достает.

«Что на картинке». Ребенок должен вспомнить и описать предмет (несколько предметов, учитывая, как отдельные элементы, так и цвет.

- Какие предметы на столе? - Кто выступает в цирке? - Кто в лесу на поляне?

- Описать картинку: вспомнить и рассказать о предметах в комнате и месторасположении вещей.

«Веселые картинки». Запомнить картинки и ответить на вопросы:

1). Что делает клоун? Есть ли шапочка у него на голове? Сколько мячей?

2). Где сидит кот? Кто еще в комнате? Что на полу? Какого цвета телефон?Хочу такой сайт

3). Что держит мишка в лапе? Мишка сидит или стоит? Какие игрушки рядом с ним? Какого цвета у мишки рубашка? Какая картинка висит на стене?

3). Что у снеговика в руках? Есть ли у снеговика шарф? Какого цвета ведро у него на голове? Какое настроение у снеговика?

«Что изменилось?» Ребенка просят внимательно посмотреть и запомнить, что находится на рисунке, затем лист переворачивают и показывают ему вторую картинку. Ребенок должен назвать - что изменилось на картинке.

«Чего не стало». Перед ребенком расставляются от 5 до 8 предметов. Дается время для запоминания. После того как ребенок отвернется, убирается 2–3 предмета. Малышу нужно будет вспомнить, каких предметов не стало.

1) «Запомни фигуры»; 2) «Запомни точки». Ребенку предлагается запомнить какого цвета геометрические фигуры; расположение точек. А затем нарисовать.

Для развития памяти хорошо заучивать с ребенком стихотворения различной степени сложности, пересказывать небольшие тексты и сказки, важно при этом развивать способы словесно-логического запоминания. Для этого учить ребенка выделять в тексте «ключевые слова», составлять «план» для пересказа текста.

Помнить, что важную роль в процессе запоминания любой информации играет повторение и закрепление усвоенного.

Особое значение при пересказывании, составлении рассказов и заучивании стихов, занимает мнемотехника (с греч. - искусство запоминания, которая включает различные приемы и методы, облегчающие запоминание, способствующие сохранению и воспроизведению информации, и, в целом, увеличивающие объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

В качестве дидактического материала для этого используются мнемотаблицы, где к каждому слову или словосочетанию соотносится картинка (схема, особый рисунок). Благодаря этим схемам-рисункам ребенок лучше понимает содержание и гораздо лучше запоминает.

Мнемо - таблицы по сказке. Ребенку предлагается по картинкам рассказать сказку (например, «Репка») . Ряд картинок: репка, дедка, бабка и т. п.

Мнемо-таблицы для заучивания стихотворения (пересказа текста).

«Кошка и мышка»: «Кошка на окошке шапку шьет, мышка в сапожках избушку метет. Картинки: кошка, окно, шапка, иголка с ниткой. Мышка, сапожки, домик, метелка.

       Можно предложить ребенку игровые упражнения на развитие слуховой памяти. Ребенок должен запомнить несколько слов или небольшой текст, ряд цифр, последовательность действий, а затем - повторить.

Игра «Гуляем по лесу». Детям предлагается совершить воображаемую прогулку по лесу. Называются птицы: «Сорока, ворона, ласточка, дрозд, малиновка». С названием каждой птицы дети прикрепляют листочек на дерево. Затем ребята должны вспомнить всех птиц и поочередно снимать листок с дерева.

«Игра с колокольчиками». Взрослый звонит последовательно в три колокольчика разного тона (колокольчики не показывают). Дети должны при их звучании производить разные действия (по договоренности, например, хлопать в ладоши перед собой, хлопать по коленям, над головой. Вариант: использовать музыкальные инструменты, например: гармошку, барабан, металлофон.

Моторно-слуховую (двигательную) память можно успешно развить.

 Некоторые упражнения на развитие этого вида памяти.

«Обезьянки» Дети по очереди должны показать разные движения, а остальные - их повторить друг за другом.

«Делай как я». Взрослый показывает ребенку 3–5 движений, которые он должен повторить в точной последовательности. Со временем усложнить задачу, добавляя новые движения.

«Птицы – цветы – деревья». Ребенку предлагается задание: если он услышит название цветка, то должен хлопнуть в ладоши, если название птицы, то помахать руками, если название дерева – встать в позу «дерева», расставив руки, как ветки.

Материал из интернет источника

 

                                                                  Воспитатель: Шульмина А.А.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».