08.11.2021
«Развиваем память у
детей дошкольного возраста играя»
Важнейшей особенностью
любого человека является его память, благодаря которой каждый человек
накапливает жизненный опыт. Память представляет собой совокупность процессов,
способствующих запоминанию, сохранению и воспроизведению информации с
последующим ее использованием и применением.
Развитие памяти у детей дошкольного возраста имеет свои определенные
особенности. Избирательность: ребенок фиксирует броские качества предметов,
особенные события. Частота: для запоминания необходимо повторение материала.
Непроизвольность: дошкольнику присуща память, основанная на эмоциях и интересе.
Хороший потенциал развития: считается, что именно в этом возрасте можно
заложить у ребенка способность к эффективному запоминанию, что положительно
скажется на его умственном развитии и на формировании его как личности.
Память - это один из уровней
отражения окружающей действительности, сложная и многоступенчатая система
перекодирования информации. Дошкольный возраст – это возраст образных форм
сознания. Память ребенка в этот период преобладает наглядно-образная. Основными
средствами, которыми малыш овладевает, являются образные средства: сенсорные
эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер.
В зависимости от того, какую информацию ребенку необходимо запомнить,
выделяют следующие виды образной памяти (т. е. памяти на образы): зрительную,
слуховую, осязательную, обонятельную вкусовую. Особую роль в развитии памяти
детей дошкольного возраста играет освоение ребенком речи и обогащение его
активного словарного запаса. С 4-5 лет у ребенка уверенно начинает развиваться
словесно-логическая (вербальная) память – память на слова, суждения,
умозаключения.
Для того, чтобы отслеживать качество
усвоения ребенком познавательной информации, и вовремя устранять недостатки
развития памяти, необходимо оценивать способности ребенка к запоминанию.
Это осуществляется через использование тестов на определение уровня
развития кратковременной зрительной и слуховой памяти через выполнение тестов,
заданий, игр, игровых упражнений: ребенку предлагается сразу воспроизвести
предоставленную ему информацию (слова, картинки и т. д.).
Тест «Запомни картинки» (от3 до 10 картинок).
Тест «Запомни пары слов» (от 3 до 8 слов):
1) дом, книга, санки, снег; 2) подарок, мальчик, машина, кот, юла, сказка
Для того чтобы развить хорошую память у ребенка, нужно систематически
развивать его память и ассоциативное мышление с помощью специальных игр,
игровых заданий и упражнений, и, таким образом, возможно добиться значительного
улучшения качественных показателей памяти.
Игры, игровые
упражнения на развитие произвольной памяти у детей.
Дидактическая задача: упражнять в умении удерживать в памяти слова, или
рисунки и их образы, воспроизводить их по необходимости в ходе игры.
Игровые действия: запоминание, воспроизведение, преодоление препятствий,
поиск, помощь сказочному герою и т. п.
Игровой материал: карточки с изображением картинок, фигур и схем, предметы
и игрушки, тексты, сценарии.
Игровые правила: запомнить необходимые слова, картинки, текст, схемы,
правила, действия, правильно их описывать, воспроизводить.
Для развития
зрительной памяти подойдут игровые
упражнения с такой поставленной задачей: В течение определенного времени (30-60
сек) дошкольнику необходимо запомнить ряд предметов (графических изображений).
Далее картинки (рисунки) закрывают или убирают, а ребенку предлагают повторить,
назвать или зарисовать то, что было, те предметы, которых не достает.
«Что на картинке». Ребенок должен вспомнить и описать предмет (несколько
предметов, учитывая, как отдельные элементы, так и цвет.
- Какие предметы на столе? - Кто выступает в цирке? - Кто в лесу на поляне?
- Описать картинку: вспомнить и рассказать о предметах в комнате и
месторасположении вещей.
«Веселые картинки». Запомнить картинки и ответить на вопросы:
1). Что делает клоун? Есть ли шапочка у него на голове? Сколько мячей?
2). Где сидит кот? Кто еще в комнате? Что на полу? Какого цвета телефон?
3). Что держит мишка в лапе? Мишка сидит или стоит? Какие игрушки рядом с
ним? Какого цвета у мишки рубашка? Какая картинка висит на стене?
3). Что у снеговика в руках? Есть ли у снеговика шарф? Какого цвета ведро у
него на голове? Какое настроение у снеговика?
«Что изменилось?» Ребенка просят внимательно посмотреть и запомнить, что
находится на рисунке, затем лист переворачивают и показывают ему вторую
картинку. Ребенок должен назвать - что изменилось на картинке.
«Чего не стало». Перед ребенком расставляются от 5 до 8 предметов. Дается
время для запоминания. После того как ребенок отвернется, убирается 2–3
предмета. Малышу нужно будет вспомнить, каких предметов не стало.
1) «Запомни фигуры»; 2) «Запомни точки». Ребенку предлагается запомнить
какого цвета геометрические фигуры; расположение точек. А затем нарисовать.
Для развития памяти хорошо заучивать с ребенком стихотворения различной
степени сложности, пересказывать небольшие тексты и сказки, важно при этом
развивать способы словесно-логического запоминания. Для этого учить ребенка
выделять в тексте «ключевые слова», составлять «план» для пересказа текста.
Помнить, что важную роль в процессе запоминания любой информации играет
повторение и закрепление усвоенного.
Особое значение при пересказывании, составлении рассказов и заучивании
стихов, занимает мнемотехника (с греч. - искусство запоминания, которая
включает различные приемы и методы, облегчающие запоминание, способствующие
сохранению и воспроизведению информации, и, в целом, увеличивающие объем памяти
путем образования дополнительных ассоциаций.
В качестве дидактического материала для этого используются мнемотаблицы,
где к каждому слову или словосочетанию соотносится картинка (схема, особый
рисунок). Благодаря этим схемам-рисункам ребенок лучше понимает содержание и
гораздо лучше запоминает.
Мнемо - таблицы по сказке. Ребенку предлагается по картинкам рассказать
сказку (например, «Репка») . Ряд картинок: репка, дедка, бабка и т. п.
Мнемо-таблицы для заучивания стихотворения (пересказа текста).
«Кошка и мышка»: «Кошка на окошке шапку шьет, мышка в сапожках избушку
метет. Картинки: кошка, окно, шапка, иголка с ниткой. Мышка, сапожки, домик,
метелка.
Можно предложить ребенку игровые
упражнения на развитие слуховой памяти.
Ребенок должен запомнить несколько слов или небольшой текст, ряд цифр, последовательность
действий, а затем - повторить.
Игра «Гуляем по лесу». Детям предлагается совершить воображаемую прогулку
по лесу. Называются птицы: «Сорока, ворона, ласточка, дрозд, малиновка». С
названием каждой птицы дети прикрепляют листочек на дерево. Затем ребята должны
вспомнить всех птиц и поочередно снимать листок с дерева.
«Игра с колокольчиками». Взрослый звонит последовательно в три колокольчика
разного тона (колокольчики не показывают). Дети должны при их звучании
производить разные действия (по договоренности, например, хлопать в ладоши
перед собой, хлопать по коленям, над головой. Вариант: использовать музыкальные
инструменты, например: гармошку, барабан, металлофон.
Моторно-слуховую
(двигательную) память можно успешно развить.
Некоторые упражнения на развитие
этого вида памяти.
«Обезьянки» Дети по очереди должны показать разные движения, а остальные -
их повторить друг за другом.
«Делай как я». Взрослый показывает ребенку 3–5 движений, которые он должен
повторить в точной последовательности. Со временем усложнить задачу, добавляя
новые движения.
«Птицы – цветы – деревья». Ребенку предлагается задание: если он услышит
название цветка, то должен хлопнуть в ладоши, если название птицы, то помахать
руками, если название дерева – встать в позу «дерева», расставив руки, как
ветки.
Материал из интернет
источника
Воспитатель:
Шульмина А.А.