15.03.2021
Обучение детей пению – очень важная и
сложная задача. Для развития у детей музыкального слуха и вокально-хоровых
навыков важно все: и используемые методы и приёмы, и выразительность показа
педагога, и то , как дети расположены во время пения. Важно внимательно следить
за осанкой детей во время пения (прямая спина, опора на пятки).
Поскольку навыки пения усваиваются
постепенно, к этим требованиям необходимо возвращаться на каждом занятии – это
способствует развитию навыков правильного звукообразования, напевности.
Работая над формированием округлых
гласных в песнях с умеренным темпом, для ровности звука целесообразно
использовать упражнения на гласных «у», «ю», а так же песни с нисходящим движением мелодии. Большое
внимание уделяется звуку «о», специального округления требуют звуки «и», «а»,
«е».
Педагог показывает детям, как гласные
звуки мы тянем, а согласные произносим четко и легко (особое внимание уделяется
произношению согласных в конце слова).
Приведём примеры игр и упражнений на
развитие голоса, которые используем на музыкальных занятиях с детьми 5-7 лет.
Игры на развитие правильного
звукообразования
1.
«Качели»
На
этом упражнении дети учатся выполнять «глиссандо», - «скольжение». Во время
пения «глиссандо» мы проговариваем «куда пошёл звук!- вверх или вниз, без
точного определения звуковысотности. Детям предлагается представить, как
двигаются качели.
Дети
могут показать, как двигаются качели- поочерёдно вверх и вниз. После этого
каждому ребенку предлагается произнести любой звук или слово приёмом
«глиссандо». Например, слово «вверх» надо медленно произнести, начиная с
низкого звука, а затем выше и выше.
Слово
«вниз» произносится с высокого звука, постепенно понижая его. Затем
разучиваются слова попевки, словно мы «качаемся на качелях».
Голосом
показывая, куда движутся качели- вверх или вниз.
Качели
на веревочках
Понравились
девчоночкам,
И
мальчики довольны:
Все
покачались вволю.
2.
«Ракета»
«Запускаем двигатель» на одном звуке :
«У-у-у…», затем используем приём «глиссандо» вверх: «Ракета взлетела»
3.
Игры
на развитие импровизаци
«Спой вместе со сказочным героем»
1)
Какую песню пела мама-Коза, когда
возвращалась к своим козлятам?
Козлятушки,
ребятушки,
Отворитеся,
отопритеся!
Ваша
мама пришли,
2)
Какую песню пел Колобок, когда катился
по лесу?
Я
Колобок, Колобок,
По
сусеку скребён,
По
амбару метён,
На
сметане мешён,
На
окошке стужён.
Я
от бабушки ушёл,
Я
от дедушки ушёл…
3)
Что
пела хитрая Лисичка, когда ехала на Сером Волке?
«Битый небитого везет…»
4.
Игры и
упражнения для развития дыхания
1)
«Веселый паровозик»: детям даётся
установка:
«Чей паровозик
дольше проедет?». Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку
руководителя «паровозик едет»: «Чух-чух-чух…»- так долго, на сколько хватит дыхания.
Победит тот «паровозик», у которого дольше хватило дыхания.
2)
«Воздушные шарики»: детям
предлагается «надуть воздушные шарики» (дыхание короткое, через нос). Сначала
«надуваем шар», затем со звуком «тс-с-с-с…» - «сдуваем», делая полный сброс
воздуха. Для контроля нужно держать руку
на животе.
3)
«Сердитая муха»: Муха «жужжит
над ухом»? «Дз-з-з-з…» - на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.
4)
«Егорка»: исполнение скороговорки, которая
должна произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдыхания воздуха:
Как на горке, на пригорке
Жили тридцать три Егорки,
Раз Егорка, два Егорка…
Чем больше
«Егорок» сможет назвать ребенок, тем больше у него объём лёгких.
Музыкальный
руководитель МАДОУ № 43
Берестова
Светлана
Михайловна