30.08.2024
Название
программы |
Детский сад Наукоград |
Формы
обучения |
очная |
Нормативный
срок обучения |
2 года |
Язык,
на котором осуществляется образование |
русский |
Учебные
предметы |
Познавательное
развитие «Конструктивно-модельная
деятельность» |
Практика |
не предусмотрена |
Использование
электронного обучения и дистанционных технологий |
предусмотрено |
Аннотация
к
дополнительной общеразвивающей программе «Детский сад – Наукоград»
естественно-научной
направленности для детей 5-7 лет
С
2015 года в Свердловской области стартовала программа «Уральская инженерная
школа». Создание Детской инженерной школы должно помочь в качественной
подготовке кадров для промышленных предприятий. Как говорил Е. Куйвашев
«…начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше -
в школьном и даже дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к
техническому творчеству, в форме игры раскрывать их таланты». Техническое детское творчество является одним из важных способов
формирования инженерного мышления. Зачатки инженерного мышления нужны ребенку с
малых лет, так как с раннего детства он окружен техникой, приборами и даже
роботами. Также ребенок должен получать представление о начальном
моделировании, как о части научно-технического творчества.
Основой
формирования инженерного мышления будет прединженерное мышление, которые и
будет развиваться в детском саду.
Ученые
выделяют несколько признаков прединженерного мышления:
- формируется на основе научно-технической
деятельности;
-
выражается в общедоступной форме, как продукт;
-
опирается только на материальную и конструкторскую базу;
-
формируется в процессе научно-технического творчества;
В
связи с этим предусмотрено создать условия для развития начал прединженерного
мышления детей посредством современных конструкторов.
Термин
«конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в
определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием принято понимать
разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и
игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.
Конструирование как излюбленный
детьми вид деятельности не только увлекательное, но весьма полезное занятие,
которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием
ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения,
точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры
кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют
установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают
умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать
конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся
представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять
их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием
интеллекта воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяется развитию
логического и пространственного мышления. Конструирование во ФГОС определено
как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей
развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений
наблюдать и экспериментировать.
«Детское
экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной
стороны и один из видов познавательной деятельности с другой» (Н.Н. Поддьяков).
Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чём
неоднократно говорил Л. С. Выготский. Экспериментирование является наиболее
успешным путём ознакомления детей с окружающим миром. В процессе
эксперементирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать
операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дошкольник
получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать
себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Но подготовка инженерных кадров
складывается не только из развития инженерного мышления, необходимо
осуществлять с детьми и профориентационную работу (введение ребенка в мир
профессий).
Ознакомление с трудом взрослых
считается традиционной составляющей дошкольного воспитания, предполагая в основном
информирование и организацию сюжетно-ролевых игр. Однако современные образовательные технологии
позволяют решать разнообразные задачи в этой области.
Актуальность программы
заключается в следующем:
-
востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе
в естественнонаучном направлении;
-
формирование предпосылок инженерного мышления дошкольника.
Новизна
программы заключается в
исследовательско-технической направленности обучения детей старшего дошкольного
возраста, которое базируется на новых информационных технологиях, что
способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром
технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные
модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее
выражена исследовательская (творческая) деятельность.
В
соответствии с современными нормативными правовыми, стратегическими
документами, программа направлена на:
ü
раннюю общетрудовую подготовку, развитие общих способностей
детей;
ü
раннее самоопределение детей дошкольного возраста;
ü
удовлетворение индивидуальных познавательных интересов
дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности;
ü
расширение кругозора и формирование системы представлений о
группах профессий;
ü
формирование системы отношений и нравственных установок к
труду;
ü
популяризацию рабочих специальностей, повышение престижа
рабочих профессий и социального статуса человека труда;
ü
популяризацию профессионализма в любой сфере труда;
ü
ориентацию на региональный рынок труда, перспективы развития
социально-экономической сферы;
ü
содействие формированию адекватной позиции родителей на выбор
профессии ребенком.
Ссылка на раздел: https://43shl.tvoysadik.ru/?section_id=75