25.04.2020
Уважаемые родители!
Сейчас, в непростое
для нас время, в период самоизоляции, появилась уникальная
возможность проводить время с семьей. Именно этот период можно
использовать продуктивно, как наиболее благоприятный для воспитания и развития
наших детей в семье.
Возможно, многие родители захотят
уделить больше внимания познавательному, художественно-эстетическому, речевому
развитию, что тоже немаловажно. Я же предлагаю нашим мамам и папам обратить
внимание на физическое и социально-коммуникативное развитие детей, а именно, на
соблюдение режима дня дома, на формирование культурно-гигиенических
навыков и навыков самообслуживания.
Почему это так важно?
С первых дней жизни
при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не
просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно
важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот
процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить
его к правилам можно и позже. Это неверное мнение!
Необходимость
опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не
только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Вряд ли найдется хоть
один родитель, который захочет видеть своего ребенка неуверенным в
себе, постоянно прибегающим к помощи родителей. А ведь именно с
раннего возраста начинают формироватьсяволевые черты характера:
упорство, настойчивость, терпение, дисциплина, которые так необходимы при формировании
навыков самообслуживания и соблюдении режима дня.
Соблюдение режима дня для детей раннего
возраста
Большое значение для здоровья и
физического развития детей имеет режим дня - постоянное время для еды, сна,
прогулок, игр и занятий. Основные требования к режиму – это точность во времени
и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими.
Все физиологические
процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому
суточному ритму — смене дня и ночи. В течение суток активность и
работоспособность ребенка неодинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от
16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится
на 14—16 ч.
Если режим
осуществляется правильно, то дети спокойны, активно занимаются, играют, хорошо
едят, быстро засыпают и крепко спят.
Замечено,что отсутствие правильного режима дня в выходные дни дома
отражается на состоянии детей в детском саду в понедельник: они
становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют
аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Так как практика показала, что
настроение и работоспособность малышей находятся в прямой зависимости от того,
как организованы их деятельность и сон в семье, то не трудно себе представить
поведение воспитанников при их длительном отсутствии в детском саду и не
соблюдении режима дня дома.
Хотелось бы отметить,
что в раннем возрасте дети легче привыкают к предлагаемому режиму. Малыши не
умеют еще хитрить, придумывать отговорки, им и в голову не приходит, что можно
отказываться идти спать, когда пришло время. Если они в 9 часов вечера легли и
не позднее чем через полчаса крепко уснули, то утром их не приходится будить —
они сами просыпаются бодрыми, веселыми. Главное, чтобы родители и
дети следовали установленному порядку.
Помните! Правильный, соответствующий
возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает
работоспособность, предохраняет от переутомления.
И лишь в ваших силах,
уважаемые родители, после длительного перерыва посещения детского
сада помочь своим детям вновь успешно пройти адаптацию
Формирование культурно-гигиенических навыков
и навыков самообслуживания
Для начала ответим на
вопрос: «Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей раннего возраста?».
Для ребёнка третьего
года жизни самообслуживание включает в себя освоение
следующих навыков:
- приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);
- раздевания и одевания (снимать,
одевать шапку, варежки, обувь, шорты, колготки, брюки или юбку.)
- гигиена тела (мыть руки и лицо,
вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);
- опрятности (пользоваться горшком).
Эти навыки
формируются под воздействием воспитания при определённом уровне
развития у ребёнка некоторых психо-физических возможностей.К ним относятся:
- общей моторики (умение садиться,
вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);
- мелкой моторики (умение толкать,
тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, опускать
предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, играть
при помощи предметов с водой, выполнять несложные пальчиковые игры);
- зрительно-слухового внимания (умение
смотреть, откликаться и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на
вопросы доступным способом);
- мышление (уметь узнавать предметы;
выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т. е. подражать
действиям взрослых).
Именно с развития этих
несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом
отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно
с них.
К двум годам общая моторика у детей
развита намного лучше, чем мелкая моторика.
Чтобы не терять время зря, вот несколько
вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома для развития
ручек малыша.
Полезные советы
• Предложите ребёнку из одной миски в
другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой (каждую отдельно, затем
ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную,
потом можно с помощью пинцета.
• Позвольте ему отвинчивать и
завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках. Давайте ему проталкивать
предметы в отверстия (например, монеты в копилку, нанизывать предметы на шнурок
(например, бусы из крупных макарон с отверстиями для мамы или бабушки, переливать
воду пипеткой (например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство, пускать
кораблик в тазике с водой, или в ванной, создавать руками волну, прибивая
кораблик то к одному краю, то к другому, ловить мыло в воде.
• Поиграйте с малышом
в сюжетные игры «Кукла Маша идёт в магазин» (используйте
кошельки и сумки с различными типами застёжек: на липучке, на
молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках,
• «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную
одежду и закрепляем прищепками, «Кукла просыпается, кукла умывается» (надеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).
Для формирования
культурно – гигиенических навыков используйте в своем общении с
детьми фольклор: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы,
поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки. Он поможет решить
многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет
их фантазию.
То, что заложено в
детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно
окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной
мудрости.
Под потешки дети с удовольствием
умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка
становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У
ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он
выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и
ловкость.
Материал подготовила: Шиляева Анна Алексеевна