19.04.2020
Понедельник(20.04.2020)
Ласковые лапки Цель: снятие напряжения,
мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственно-го
восприятия
Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры:
кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это
выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый
объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми
лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался
к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке,
колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
Какого цвета не стало?
Цель: развитие цветовосприятия, зрительной памяти и внимания
Перед ребенком разложены цветные карандаши или фломастеры
основных цветов и их оттенков (до 9 штук). Ребенок смотрит и запоминает цвета,
затем закрывает глаза. Взрослый убирает один цвет. Ребенок открывает глаза и
отгадывает, какого цвета не стало.
Отличия
Цель: развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.)
и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько
деталей и возвращает картинку. Ребенок дол-жен заметить, что изменилось в
рисунке. Игру можно проводить в парах детей.
Вторник(21.04.2020)
Гимнастика для пальчиков
Цель: развитие межполушарных взаимосвязей
головного мозга, развитие тонкой моторики
- Руку
положить на стол ладонью вниз и поочерёдно сгибать пальцы: средний, указательный,
большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочерёдно каждой рукой.
- Положить
руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцы сначала на одной руке,
потом на другой.
- Ладони
лежат на столе. Поочерёдно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с
мизинца.
- Быстро
касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с
мизинца, и в другую сторону – с указательного пальца. На одной руке, на
другой, на обеих сразу.
- Зажать
карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполнять движения
так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный
Запомни хлопки
Цель: развитие моторно – слуховой памяти, свойств внимания,
создание положительного настроя
Дети ходят по комнате. По сигналу взрослого все выполняют
следующие действия:
- На
один хлопок – присесть и закрыть глаза руками
- На
два – объединиться в пары
- На
три – встать на одну ногу
- На
четыре – образовать круг и взяться за руки
Среда (22.04.2020)
«Надувала кошка мяч»
Цель:снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Описание игры: ребенок находятся в расслабленной позе, они
изображают сдувшиеся шарики. Родитель произносит текст: Надувала кошка шар, А
котенок ей мешал: Подошел и лапкой-топ! А у кошки шарик -лоп! На слова:
«надувала кошка шар...» дети выпрямляют туловище, надувают щеки. На сигнал
«лоп» - «шарики» со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение.
«Зеркало настроения»
Цель:развивать один из механизмов проникновения во внутренний мир
другого человека – моторное проигрывание. Учить детей воспроизводить некоторые
компоненты выразительного поведения партнера.
Описание игры: игра проводится в паре. Ребенок и родитель
стоят лицом друг к другу. Ребенок - зеркало. Родитель- тот, кто смотрит в
зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить различные
состояния (человек радуется, дуется, удивляется, грустит, гордится и т.д.), а
зеркало повторяет выразительные движения партнера.
Игровое упражнение «Закончи предложение»
Цель: учить детей опознавать свои привязанности, симпатии,
интересы, увлечения и рассказывать о них.
Описание:Моя любимая игра…
Моя любимая игрушка…
Мое любимое занятие…
Мой лучший друг…
Моя любимая песня…
Мое любимое время года…
Мои любимые сладости…
Моя любимая книга …
Мой любимый праздник…
Мой любимый сказочный герой…
Моя любимая считалка…
Мой любимый мультфильм…
Моя любимая сказка…
Мой любимый цветок …
Четверг(23.04.2020)
Игровое упражнение «Я и мое настроение»
Цель:учить детей осознавать и принимать свои чувства и переживания. В
этом упражнении также можно использовать метод незаконченных предложений:
Я радуюсь, когда…
Я горжусь тем, что…
Мне бывает грустно, когда…
Мне бывает страшно, когда…
Я злюсь, когда…
Я был удивлен, когда…
Когда меня обижают,
Я сержусь, если…
Однажды я испугался…
Игровое упражнение «Солнечный зайчик»
Цель: учить детей быть спокойными, радостными,
удовлетворенными.
Описание игры: солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их.
Он побежал по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на
щеке, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался
на живот – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает
тебя, подружись с ним.
Пятница(24.04.2020)
"Знатоки чувств"
Спросите ребенка, много ли он знает чувств. Если ему кажется, что много,
предложите ему сыграть в такую игру. Это будет конкурс знатоков чувств.
Возьмите мяч и начните передавать его по кругу (можно играть вдвоем с ребенком
или пригласить поучаствовать и других членов семьи, что будет не только
интересно, но и показательно в плане их знаний и интереса к внутреннему миру).
Тот, у кого в руках мяч, должен назвать одну эмоцию (положительную или
отрицательную) и передать мяч следующему. Повторять сказанное раньше нельзя.
Тот, кто не может дать ответ, покидает игру. Оставшийся - самый большой знаток
чувств в вашей семье! Можно установить для него какой-нибудь приз, например
самый вкусный кусок пирога за ужином (или еще какое-нибудь семейное
удовольствие).
Чтобы пользы от игры было больше, а проигрыш ребенка не был обидным,
предупредите, что это первый тур, а через какое-то время игру можно повторить,
причем приз будет еще лучше. Этим вы создадите у ребенка настрой на запоминание
называемых слов, что поможет ему выиграть в дальнейшем.
"Отгадай, что я почувствовал?"
Если вы уже поиграли (и не раз) в предыдущую игру, то наверняка ваш ребенок уже
знает названия хотя бы основных эмоций. Но это еще не значит, что он правильно
понимает их суть. Проверить это (а при необходимости и подкорректировать) вам
поможет данная игра. В ней две основные роли: водящего и игрока (игроков может
быть несколько).
Водящий должен загадать какое-то чувство, вспомнить историю, когда это чувство
возникало у него, или придумать историю о ком-то другом, переживающем похожее
состояние. При этом он должен рассказать свою историю так, чтобы не назвать
случайно само чувство. Закончить рассказ нужно предложением: "Тогда я почувствовал..."
- и сделать паузу. Тогда игрок пробует отгадать, что же мог чувствовать
человек, попавший в такую ситуацию.
Рассказы лучше делать небольшие, например такие: "Пришла я раз из
магазина, выложила продукты и поняла, что среди них нет масла. Вероятно, я
забыла его на прилавке, когда убирала все в пакет. Посмотрела на часы - магазин
уже закрывается. А так хотелось пожарить картошку! Тогда я
почувствовала..." (Самый точный ответ в этом примере - "досада",
но могут иметь место и другие эмоции - грусть или злость на себя.)
Примечание. Лучше, чтобы начинал водить взрослый, показывая детям на примере,
какими могут быть рассказы (не слишком длинные и не очень сложные). Если же
ребенок угадал чувство персонажа, о котором идет речь, то можно предложить ему
стать водящим и придумать свою историю. Слушайте внимательно эти истории -
возможно, в обычной беседе ребенок не рассказал бы о своих скрытых
переживаниях!
"Страна чувств"
Теперь, когда ребенок знает и названия эмоций, и какие ощущения за ними стоят,
можно перейти к зримым образам чувств и применению творчества в работе с ними.
Вспомните с ребенком еще раз, какие чувства вы знаете. Запишите названия
эмоций, которые вам вспоминаются, на отдельных листах бумаги. А теперь
предложите ребенку представить, как выглядят эти "жители внутреннего
мира"? Пусть он нарисует портрет каждого на листе с соответствующим
названием. Процесс создания таких образов очень интересен и показателен.
Обратите внимание, как представляет себе ребенок те или иные чувства, как объясняет
свой выбор. Особенно информативным может быть следующее дополнение к
нарисованному портрету. Предложите юному художнику изобразить, как выглядит
домик каждого чувства и какие вещи в нем хранятся. Возможно, в новых образах вы
увидите что-то схожее с жизнью самого ребенка.
Примечание. Полученные портреты лучше всего как-нибудь оформить. Можно создать
из них "галерею чувств", развесив на стене, можно сделать
художественный альбом, соединив листы вместе и сделав обложку. Главное, не
выкидывайте их и не позволяйте им валяться где попало. Ведь это "жители
внутреннего мира" вашего сына или дочери и только поэтому они заслуживают
уважения и достойного обращения, а дети очень чувствительны к таким проявлениям
родительского внимания! Работу по созданию такого альбома или галереи лучше
проводить в несколько приемов (особенно с маленькими детьми), делая такие
занятия систематическими и приступая к новым портретам на листах с надписью,
сделанной в первый день этой долгой игры.