13.04.2020
Игры и упражнения для развития
памяти
Память лежит в основе обучения и
воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Без нее
не возможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с
окружающим, не возможна и его деятельность. Чтобы развить умение быстро, точно,полно
воспринимать, узнавать и воспроизводить материал в условиях нарастающего
информационного бума и внедрения различных развивающих программ в современных
школах, нужно в ДОУ вести целенаправленную развивающую работу.
Память ребенка следует максимально
развивать в период, когда этому располагают все факторы.
Именно старшему дошкольному
возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека: у детей 5-6
лет уже имеется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается
произвольная форма памяти.
Оптимальные способы обучения
нередко превосходят по своему значению роль природных способностей.
Регулярное включение игр и
упражнений в занятия и свободную деятельность дошкольников позволит добиться
очень неплохих результатов в развитии памяти, образного
мышления,сообразительности, фантазии, смекалки.
Пуговицы
Играют двое. Перед каждым игроком
лежит набор пуговиц, причем наборы абсолютно одинаковые. Внутри одного набора
ни одна пуговица не повторяется. Количество пуговиц из набора, используемых в
игре, зависит от уровня сложности последней: чем сложнее игра, тем больше
используется пуговиц. Для начала можно взять всего три пуговицы, но при этом
перед играющими лежит весь набор, из которого выбираются эти пуговицы. У
каждого игрока есть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на
клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток в квадрате. Для начала можно взять
игровое поле из четырех или шести клеток. Итак, игра начинается с тремя
пуговицами на игровом поле из 4-6 клеток. Начинающий игру выставляет на своем
поле три пуговицы из имеющегося у него набора. Второй участник игры должен
посмотреть на расположение пуговиц, запомнить, где какая лежит, после чего
первый накрывает свое поле листком, а второй должен выбрать из своего набора и расставить
на своем поле соответствующие пуговицы. Затем выполняется правильность
выполнения задания.
Игра усложняется появлением
большего числа клеток на игровом поле и большего количества пуговиц.
Как правило, дети сначала не
могут справиться с игрой. Им предлагается брать каждую пуговицу в руки,
рассматривать, ощупывать, описывать внешний вид вслух, также вслух объяснять
себе, где эта пуговица лежит. При соблюдении такого способа запоминания
результат, как правило, неплохой.
Взрослый рассказывает детям, кто
такой хамелеон. Объясняет, что это ящерица, которая меняет окраску в
зависимости от того места, где находится, чтобы ее не было заметно.
Затем ведущий начинает задавать
детям вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть в зеленой
траве, на коричневом бревне, на черном камне, на шахматной доске и т. д. Ребята
должны быстро отвечать, после чего обсуждаются правильные и неправильные
ответы.
Игра проводится в виде
соревнования. В начале время ответа не учитывается, важно только правильно
ответить. Но затем вводится дополнительное условие, что победителем будет тот,
кто быстрее всех даст правильный ответ.
Указания к проведению. Перед
игрой с детьми целесообразно повторить цвета радуги и другие цветовые оттенки.
Примечание. В этой игре развивается
умение ориентироваться в разных цветах (это важно, поскольку некоторые дети не
знают названия цветов, умение слушать, скорость реакции и др.
Чего не стало
Для ребят дошкольного возраста
существует игра «Чего не стало?» («Чего не хватает»). На столик ставятся
несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две
минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из
предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для детей
старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с
исчезновением двух и более игрушек). Ответные действия детей могут быть
разными. В зависимости от готовности, ребенок может найти игрушку на другом
столе, в комнате, на более удаленном расстоянии, выбрать табличку с названием
игрушки и т. д. Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить место
расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый за ширмой нарушит
этот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия – игра
«Кто к нам пришел?», когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или
несколько предметов за ширмой.
Найди сам
Зрительную память детей хорошо
развивает игра (похожая на «Ящик») под названием "Найди сам". Для нее
необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так,
чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут,
например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда
положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более
сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На
третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где
что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как
предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к
примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста – на следующий день
(развитие долговременной зрительной памяти).
Узнай предмет
Упражнением для тренировки
тактильной памяти может стать игра «Узнай предмет». Ребенку старшего
дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку
различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам
должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10)
будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той
последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания
заключается в том, что ребенку требуется выполнять 2 мыслительные операции –
узнавание и запоминание.