28.10.2024
Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям, что называется. Вся наша жизнь проходит в общении – с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, - зависит очень многое.
В процессе социализации детей важная роль принадлежит коммуникативному общению, которое помогает воспитанникам входить в социум. Им необходимы реальные ситуации, в которых ребенок может действовать, общаться, находить выход из любых жизненных проблем.
Функции коммуникации
• Включениев общество
• Установлениеконтактов с людьми
• Способ заявить о своих потребностях
• Способ проявить себя
Развитие коммуникативных навыков у детей через игру.
Умение общаться — большое искусство и жизненно важная необходимость для всех людей, в том числе и для детей. Общение даёт знания, радость от контактов. Каждый ребенок — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Обучение детей наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.
Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей.
Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.
Игровые упражнения помогают в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей, формируют у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывают культуру общения (хорошие манеры), помогают сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
При формировании коммуникативных навыков необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и обеспечить наиболее благоприятные условия для реализации целей. При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы нужно учитывать особенности разноуровневого развития детей и помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.
Для этого необходимо помнить несколько простых правил:
1. Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение, решение, способствовать импровизации.
2. Для детей педагог является образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за взрослыми.
3. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
4. Речь детей успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание.
5. Педагогу принадлежит исключительно активная роль в обучении детей умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
6. Нужно обеспечить детям широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
7. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для ребенка реальные цели.
Для детей нужно создавать игровые ситуации, стимулирующие их речь, поощрять любую речь, даже лепетную. Нужно заставлять повторять отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы.
Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных навыков предполагает следующие виды:
Коммуникативные игры для детей
Задачи:
Преодолеть эгоцентризм, дать возможность «увидеть» окружающих
Натренировать навыки общения
Выучить правила взаимодействия в разных ситуациях
«Кошка»Ведущий спрашивает ребенка, что делает кошка, если она довольна (мурлычет), и что, если недовольна (выгибает спину, шипит). Ведущий рассказывает про кошку. Задача ребенка - догадаться, в какие моменты кошка будет радоваться (мурлыкать), а в какие - сердиться (выгибать спину и шипеть).
Жила-была кошка Мурка. Она очень любила умываться язычком (дети изображают "добрую кошечку") и пить молоко из блюдечка ("добрая кошечка"). Однажды кошка Мурка вышла из дома, чтобы погулять. День был солнечный, и Мурке захотелось поваляться на травке ("добрая кошечка"). И вдруг начался сильный дождь, и Мурка намокла ("сердитая кошечка"). Мурка побежала домой, но дождь лил все сильнее и сильнее, и кошка вбежала в небольшой домик, стоящий во дворе. А в этом домике жил пес Шарик, он стал лаять на Мурку. Как вы думаете, что сделала Мурка ("сердитая кошечка")? Мурка испугалась и бросилась бежать.
Добежав до своего дома, Мурка поцарапалась в дверь, и ее тут же впустили ("добрая кошечка"). Мурка согрелась и попила молока из блюдца. Как вы думаете, что сделала Мурка?
«Эльфы» «Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их…»
«Теремок»Из подручных материалов строится «Теремок»
Один ребенок – хозяин теремка. Другие дети по очереди подходят к теремку и просят их впустить. За вход они предлагают хозяину что то очень ценное для него.
«Сиамские близнецы» Количество играющих: кратное двум.
Необходимые приспособления: перевязочный бинт (платок), большой лист бумаги, восковые мелки.
Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».
«Магазин» Цель: развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично.
Один ребёнок – «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.
Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.
«Рукавички» Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.
Замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши как при этом договариваются. Победителей поздравляют.
«Я рад тебя видеть»Цель: создание положительного настроения.
Ход игры: Педагог предлагает детям поздороваться друг с другом. Поворачивается к ребенку, что сидит справа от нее, называет по имени и говорит: что рада его видеть. Затем, предлагает повернуться к соседу справа, и сделать то же самое, и так до тех пор, пока каждый не поприветствует своего соседа.
«Мой лучший друг» Цель: развитие вербального общения, воспитания доброжелательного отношения к окружающим.
Ход игры: Дети встают полукругом напротив педагога. Он предлагает закрыть детям глаза и вспомнить всех своих друзей. Тот, кто получит мячик скажет, как зовут его лучшего друга, и что-нибудь о нем расскажет. Педагог дает образец рассказа. Упражнение продолжается до тех пор, пока не выскажется каждый участник.
«Секрет» Цель: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.
Ход игры: всем участникам педагог раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку и т.д. Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».
Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть, …)
Эмоциональный интеллект
• Эмоции возникли в процессе эволюции как способ коммуникации и передачи опыта
• Самостоятельный канал передачи информации
• Выполняют регулирующую и сигнальную функцию в отношениях
-Между человеком и окружающим миром
-Между сознанием и внутренним миром
Содержание работы:
Вербализация эмоций
Различение эмоций
Управление эмоциями
Отреагирование на эмоции других людей и преодоления эмоционального эгоцентризма
Игры «Найди одинаковое настроение» (карточки с изображением мужчины и женщины, мальчика и девочки, эмоции «радость – радость», «злость – злость» др.).
«Найди настроение на картинке» (нахождение по слову изображѐнных эмоциональных состояний: радость, злость, спокойствие, грусть, испуг)
«Имитация» (найти среди карточек всех весѐлых людей и зверей, изобразить на своѐм лице сходную эмоцию).
«Зеркало» («покажи такое же настроение» - игра в парах).
«Инсценировка» (подбор картинок к ситуациям - сначала люди в качестве персонажей, затем – животные).
Разыгрывание сценок по придуманным ситуациям.
«Театр эмоций» (показ эмоций мимикой и жестами, отгадывание). «Назови настроение» (картинки с изображением тучек, солнышка, грибов и др.).
Речь как инструмент коммуникации
Коммуникативно-речевые компетенции:
базовые: приветствие; прощание; обращение; просьба о поддержке, помощи, услуге; оказание поддержки, помощи, услуги; благодарность; отказ; прощение.
процессуальные: умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств, состояний партнеров и производимых ими воздействий; говорить перед другими;
слушать других; сотрудничать; управлять (командовать); подчиняться.
Нарушения речевой коммуникации
Детям трудно
Вступить в разговор и рассказать о себе
Слушать собеседника и воспринимать информацию
Пересказывать сюжет
Договориться о совместных действиях
Планировать собственную деятельность
Речевые игры
«Комплименты» Участники садятся в круг и берутся за руки. Глядя на соседа, надо сказать ему несколько добрых слов, за что- то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Игра проводится по кругу. Если ребёнок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, помогите подобрать комплимент.
«Секрет» Всем участникам ведущий раздаёт «по секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы, кладёт в ладошку и зажимает в кулачок. Участники ходят свободно по помещению и придумывают разные способы уговорить каждого показать свой «секрет». Ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает наиболее робким детям найти общий язык с каждым участником.
Тишлеева ОВ, по материалам открытых источников
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.11.2024
Дата обновления: 03.11.2024
Дата публикации: 28.10.2024