26.02.2024
Дидактическая игра – это игра, с четко поставленной целью и системой контроля за ее достижением и процессом игры. В свою очередь дидактическая игра – игра обучающая. Это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. Задачи, в которой не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила. Усвоение знаний в дидактической игре выступает как побочный эффект. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. А также дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Что значит всестороннее развитие ребенка? Если взрослые будут уделять своему ребенку 10-15 минут (именно играя с ним в дидактические игры) ребенок будет и разговаривать правильно, и мыслить логически и будет Вашим самым умным и развитым ребенком.
Совместные с детьми игры помогают лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми надо всегда находить время. Некоторые игры можно проводить во время хозяйственных дел, прогулок.
Родители должны помнить, что дидактические игры реализуют поставленную цель, если: их содержание отвечает обучающей цели, они подобраны в соответствии с возрастом ребенка. Необходимо внимательно изучать индивидуальные особенности своих детей. Например, слишком возбудимым подвижным детям, советуем чаще предлагать настольно – печатные игры: «Лото», «Мозаика», «Разрезные картинки», «Кубики» и др. Детей с замедленной реакцией на слово, следует вовлекать в игры, которые требуют быстрого ответа: «Холодное – горячее», «Скажи наоборот» и др. В играх с малышами важно решать задачи воспитания сенсорной культуры. Для этого использовать в играх овощи, фрукты, ягоды: «Узнай на вкус», предметы обихода: «Покажи, о чем я скажу», игрушки: «кто скорее соберет пирамидку» и т.д.
Для поддержания у ребенка положительного эмоционального настроя необходимо пребывание его среди детей. В этом большую помощь окажут дидактические игры, организуемые для совместного проведения с другими детьми. Продуманное содержание их, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил и действий будут способствовать воспитанию детей дошкольного возраста.
Дидактические игры оказывают огромное влияние на развитие речи детей и на их состояние в общем. Поэтому играйте со своими детьми, делайте запоминающееся детство своего ребенка.
Давайте поиграем:
Игра: «Встретим новую куклу» - игра на адаптацию
Задачи: - учить детей принимать нового товарища в коллектив, проявлять к нему дружелюбие
-закрепить имена детей группы
- воспитывать доброту, отзывчивость
Правила игры: четко называть свое имя.
Материалы, оборудование: кукла в нарядном платье, игрушечная мебель, посуда, макеты угощения (торт, печенье).
Как играть: воспитатель показывает детям красивую нарядную куклу, которая пришла в группу и хочет познакомиться с ними. Дети по очереди называют кукле свои имена, вместе с воспитателем рассматривают ее наряд, хвалят, а потом угощают чаем со сладостями.
Игра: «Наши игрушки»
Задачи: -закрепить умение использовать игрушки по назначению, делиться ими
- воспитывать бережное отношение к игрушкам
Правила игры: называть как играют той или иной игрушкой
Материалы, оборудование: разнообразные, уже знакомые детям игрушки, среди них 1-2 сломанные.
Как играть: дети по очереди берут игрушку, рассматривают, говорят, как ею играют. Воспитатель обращает внимание на сломанную игрушку, обсуждает с детьми, что могло с ней случиться, вместе с малышами приходит к выводу: игрушки нужно беречь, не бросать, аккуратно складывать, и они не будут ломаться.
Игра: «Чего не стало?»
Задачи: - учить детей запоминать предметы в группе, определять, какую убрали
- развивать сообразительность, мышление, память
- воспитывать выдержку, честность
Правила игры: дружно закрывать глаза, дожидаться пока уберут предмет, и лишь потом его называть.
Материалы, оборудование: предметы различных групп (овощи, фрукты, кукольная мебель, посуда, и т. д.)
Как играть: воспитатель выкладывает3-4 предмета в ряд, предлагает малышам рассмотреть и потрогать их, определить цвет, размер и пр. Потом просит детей закрыть глаза и убирает один предмет. По сигналу дети открывают глаза и пытаются определить, чего не стало.
Игра: «Магазин»
Задачи: - формировать у детей умение узнавать предмет на картинке и называть его
- развивать мышление, связную речь, активизировать словарь
- учить играть не с предметами, а с их изображением
Правила игры: чтобы получить картинку, нужно громко и правильно назвать, что на ней изображено
Материалы, оборудование: предметные картинки с изображением посуды, одежды, продуктов, игрушек.
Как играть: воспитатель играет роль продавца, дети – покупатели. Предметные картинки располагаются так, чтобы детям было их хорошо видно. Дети называют изображенный предмет, получают картинку, кладут в корзинку или сумочку. После того как все картинки разобраны, воспитатель предлагает посмотреть, кто что купил. Малыши достают и повторно называют кто что «купил».
Игра: «Найди пару»
Задачи: - учить детей подбирать предметы, имеющие логическую связь
- развивать ассоциативное мышление, сообразительность
Материалы, оборудование: комплект парных картинок: Дед Мороз и елочка, собачка и будка, птички и гнездо, младенец и погремушка и т. д.
Как играть: воспитатель демонстрирует детям картинки (перемешанные) и просит научить куклу раскладывать их по парам, находя общую связь (ассоциацию). Дети образуют пары картинок, педагог поощряет малышей к высказываниям: почему объединили в пары именно эти картинки, чем они связаны.
Игра: «Чудесный мешочек»
Задачи: - закрепить знание названий фруктов и овощей
- формировать у детей умение определять овощи и фрукты на ощупь
- развивать мыслительные процессы, внимание, сосредоточенность
Правила игры: не вынимать фрукты и овощи из мешочка, пока не угадано, что это.
Материалы, оборудование: мешочек из плотной ткани, овощи и фрукты или их муляжи.
Как играть: воспитатель приносит в группу красивый мешочек и говорит ребятам, что в мешочке спрятаны подарки от лесных зверей. А достать подарки можно лишь тогда, когда дети их потрогают и догадаются, что спрятано в мешочке. Дети по очереди опускают руку в мешочек и ощупывают овощ или фрукт, пытаясь угадать его.
Игра: Кто позвал?»
Задачи: - закрепить знание у детей «голосов» домашних животных
- поощрять к звукопроизношению
- развивать речевой аппарат, мышление, внимание
Правила игры: внимательно, тихо слушать голоса животных, четко называть животное.
Материалы, оборудование: фигурки домашних животных или игрушки, их изображающие, ширма.
Как играть: дети сидят на стульчиках перед ширмой. Воспитатель сообщает, что в гости к ним пришли животные, но они спрятались. Малыши должны отгадать «голос» животного, и оно выйдет к ним. Воспитатель изображает мычание, вой, лай, мяуканье, каждый раз ставя за ширмой нужное животное. Когда дети отгадывают, животные «выходят» и выстраиваются в ряд перед ширмой. Потом воспитатель предлагает повторить название животных и поиграть с ними.
Игра: «Закрой окошки в домике»
Задачи: - совершенствовать представление о геометрических фигурах
- формировать умение подбирать необходимую фигуру
- развивать мышление, пространственное воображение
Правила игры: выбирать такие фигуры, чтобы они закрывали окошки полностью, не разбрасывать фигуры.
Материалы, оборудование: геометрические фигуры разных цветов, домики с окошками в форме геометрических фигур.
Как играть: воспитатель демонстрирует детям домики, в окошках которых изображены мышки. Чтобы спрятать мышку от кота, нужно закрыть окошко в домике фигурой соответствующей формы и цвета.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.02.2024
Дата обновления: 26.02.2024
Дата публикации: 26.02.2024