20.03.2023
Выделяется несколько основных линий
освоения ребенком нормативной стороны жизни социума:
1. В ведущей деятельности – сюжетно-ролевой
игре – старшие дошкольники овладевают самыми общими смыслами различных форм
человеческой деятельности, раскрывают для себя потребностно-мотивационную сферу
человеческих поступков и отношений. Основной единицей сюжетно-ролевой игры, по
мнению Д.Б. Эльконина, служат роль и связанные с ней игровые действия. В каждой
роли (пожарника, учителя, врача, продавца и т.д.) имплицитно или эксплицитно
(скрытно или явно) заключены те или иные нормы и правила. Принимая на себя какую-либо
роль, стремясь ей соответствовать, ребенок начинает понимать нормы, связанные с
ролью, правила, регламентирующие деятельность взрослых. Следование этим нормам
и правилам как раз и составляет основное содержание сюжетно-ролевой игры.
2. Другими «воротами», через которые правила
входят в жизнь ребенка, служит общение со взрослыми, в процессе которого дети
получают прямые инструкции, указания по организации собственного поведения.
Стремясь структурировать поведение ребенка, направить его в нужное русло,
подчинить спонтанность ребенка логике здравого смысла, мы, взрослые, через
запреты «неблаговидных» и поощрение «правильных» поступков и намерений детей
создаем в их сознании целые своды локальных или универсальных правил.
3. Очень часто для освоения какого-либо
правила, стереотипа поведения ребенок не нуждается в прямых директивах
взрослого. Всем известно, как быстро, буквально «на лету», старшие дошкольники
«схватывают» все плохое. Достаточно один раз в присутствии ребенка допустить
оплошность или произнести неосторожное слово – и, будьте уверены, ребенок это
обязательно запомнит и повторит в самый неподходящий момент, заставив вас
краснеть. Дети – прекрасные имитаторы, по способности к подражательству они
вряд ли уступают попугаям.
Наблюдая за поведением окружающих, воспринимая взрослых и
«авторитетных» сверстников как образец для подражания, копируя наши реакции на
то или иное событие, ребенок абсолютизирует некоторые моменты нашего поведения,
превращая их в правила для себя.
4. Всестороннее, ярко эмоционально
окрашенное воздействие на ребенка оказывают книги, театр, кино и особенно
телевидение. Главные герои любимых телепередач и книг, виртуальный мир с его
спецэффектами – один из самых мощных источников нормативного поведения для
современных детей.
5. На формирование представлений, связанных
со словом «правило», большое влияние оказывает опыт совместной деятельности
ребенка, особенно совместных игр по правилам, а также опыт стихийной
самоорганизации детских сообществ (например, во дворе) и появления в них своих
условностей и норм.
Уважаемые
родители!
Давным-давно люди придумали
правила поведения в общественных местах. Вспомните, какие из этих правил вы
знаете.
«Правила поведения в
общественных местах»
Как мы ведем себя на
улице.
Человек идет по правой стороне
тротуара, дорожки, а встречные пешеходы идут слева от него. Для пешеходов -
тротуар, а проезжая часть - для автомобилей, через нее нельзя перебегать где
попало.
В соответствии с правилами
этикета мужчина идет слева от женщины, чтобы поддерживать ее своей сильной
рукой.
В автобусе.
Войдя, не останавливайтесь
у двери, чтобы не мешать входить другим.
Обязательно уступим место
тем, кому трудно стоять.
В транспорте, как и на
улице, нельзя громко разговаривать или кричать, оставлять после себя грязь, вставать
на сиденье ногами или ставить на него грязные вещи.
В магазине.
- хорошо выглядеть, быть
вежливым и внимательным к окружающим;
- у двери магазина
пропустить тех, кто из него выходит, а затем войти;
- пропустить вперед
пожилого человека, инвалида, женщину с маленьким ребенком;
- не кричать, громко не
разговаривать, не бегать по магазину;
- без очереди покупать
только с разрешения других покупателей и в случае крайней необходимости,
благодаря тех, кто вас пропустил вперед.
В кинотеатре.
Во время фильма нельзя
разговаривать, пересаживаться, разворачивать фантики конфет, выражать свое
недовольство игрой актеров. Можно смеяться, но не очень громко, если смешно, и
плакать, если грустно. Можно высказать свое мнение о фильме после его
просмотра, но негромко, не навязывая его другим зрителям.
И самое главное, не
забывайте говорить вежливые слова на улице, в магазине, кинотеатре….
Помните об этих правилах
и учите детей соблюдать их.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.03.2023
Дата обновления: 26.03.2023
Дата публикации: 20.03.2023