Как научить ребенка правильному поведению при пожаре
29.10.2022
Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте. Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме. Велика любознательность ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым ребёнок встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой – огонь; папа щёлкнул зажигалкой – опять огонь; первая осознанная встреча Нового года – и всё небо полыхает огнями петард; даже настенные электровыключатели и розетки вокруг ребёнка зажигают свет – огонь. Поэтому родителям следует самостоятельно научить своих детей действовать в сложной ситуации.
На первом же этапе детского любопытства немедленно
возникает необходимость пресечь любые шалости и игры с огнём. И здесь, к
сожалению, одних словесных разъяснений оказывается всегда недостаточно. После
того, как ребёнок проявил первый интерес к огню, становится уже
жизненно-необходимым провести профилактическое ознакомление его с грозящей
опасностью. Так, например, поднеся в своей руке руку ребёнка к горячему
пламени, можно своевременно сформировать первые впечатления ребёнка об
опасности огня, заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в
обращении с любым проявлением огня. Детские впечатления останутся с человеком
на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня.
К семи годам ребёнок уверенно овладевает
умением пользоваться самыми различными предметами. Не случайно в этом возрасте
ребёнок, на предложение взрослых помочь ему что-либо сделать, часто
отвечает: «Я сам».
Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек.
Учитывая естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и
безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми
электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и угрозами
родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они возбуждают
любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем самым, подстрекают к
самостоятельным действиям.
После безоговорочных запретов дети начинают играть с
пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий
простор для детских поджогов.
Предупреждая использование в играх огнеопасных предметов,
важно в то же время приучать ребёнка ничего не брать без разрешения, даже если
это лежит на виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно необходимо
периодически проверять и контролировать содержание детских карманов и мест
потайных «секретов».
Реакция детей во время пожара:
- Напуганный ребенок закрывает глаза или прячется в
укромное место, думая, что там его никто не найдет, так проявляется инстинкт
самосохранения.
- Ребенок может кричать от страха, но если шок от
события слишком большой – голос может отказать, и ребенок будет просто молча
прятаться, что в случае пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и
повышает риск гибели.
- Дети часто боятся пожарных в больших ярких костюмах,
принимая их чудовищ из мультиков и сказок, а поэтому прячутся и от них тоже. Обязательно
нужно рассказывать ребенку истории о том, как его ровесник смог остановить
пожар и спасти друзей, как храбрые пожарники помогают при тушении огня и тому
подобное.
Важно, чтобы малыш понял, что во время пожара нельзя
поддаваться чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни
в коем случае не следует пугать ребенка тем, что при его плохом поведении
позовут страшного дядю-пожарника, нельзя рассказывать ему страшные истории, в
которых речь идет об игре со спичками, смерти от возгораний и пожаров.
Родителям нужно научить своего малыша тому, как правильно
вести себя при пожаре, рассказать и показать место, где в помещении находиться
пожарный шкаф, противопожарное оборудование или средства, помогающие тушению
пламени (плотные тканевые вещи, одеяла).
Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то
нужно:
- звать на помощь взрослых или
позвонить им по телефону (для этого в его мобильном телефоне или возле
стационарного аппарата всегда должен быть номер соседа, родственника, службы
спасения и, конечно, ваш);
- в случае небольшого возгорания на улице, если нет
проводов, заливать его водой, использую пожарный гидрант или огнетушители;
- не тушить огонь в квартире самостоятельно;
- выходить из горящей квартиры через дверь или окно, при
условии, что этаж невысокий и окно свободно открывается;
- ни в коем случае не пользоваться лифтом, а спускаться по
лестнице;
- если квартира заперта, прятаться от огня в ванной
комнате, следить, чтобы дым не проникал в вентиляцию;
Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков легче,
поэтому можно учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во
время пожара, рисуя эти ситуации и планы эвакуации.
Используйте эти советы при беседе с детьми, для
профилактики пожарной безопасности.
Консультация подготовлена воспитателем Ерошина А.М. по данным сайта https://nsportal.ru/detskiy-sad/
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.10.2022
Дата обновления: 29.10.2022
Дата публикации: 29.10.2022