01.01.2017
… Человечество победит раньше или позже и слепоту,
и глухоту, и слабоумие.
Но гораздо раньше оно победит их
в социальном и педагогическом плане,
чем в плане медицинском и биологическом.
Л.С. Выготский
Требования социума, современная законодательная база направлены на обновление образования, акцентируют усилия педагогов на воспитание личности с активной жизненной позицией, творческим подходом к решению жизненных задач. Образовательная среда в условиях дошкольного учреждения любого типа становится важным условием формирования личности ребёнка. Она стимулирует речевую и творческую активность детей, их успешность в проявлении своих возможностей, что особенно важно для детей с ОВЗ.
Одним из доказанных эффективных средств коррекции и развития ребенка с различными отклонениями является использование на творческие начала.
Работая с детьми, а особенно имеющими ОВЗ необходимо учитывать закономерности формирования психических процессов, одна из которых – разновремённость созревания и развития психических функций. То есть, при развитии более поздних в плане формирования психических процессов (внимания, мышления, памяти, речи) следует опираться на уже созревшие механизмы и функции, а таковыми являются эмоции и движения – значительно более «древние» свойства человеческой природы, нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, они же и наиболее развиты у дошкольников.
Таким образом, развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов, и в первую очередь для своевременного и правильного речевого развития.
В существующей организации логопедической работы ДОУ сложилось противоречие: с одной стороны, необходимость коррекционной работы, очевидна, с другой – эта деятельность которая предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого, проявления волевых усилий.. Такие занятия могут быть малоэффективны без желания самого ребенка. Огромным стимулом и можно уверенно сказать – подспорьем, для развития и совершенствования речи становится творческая деятельность педагогов дополнительного образования.
Эта работа направлена на развитие:
-
активности — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
-
самостоятельности — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
-
координационных процессов;
-
эмоциональности — от восприятия образов художественного произведения к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
-
произвольности — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
-
творчества — от подражания взрослому в действии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
-
связной речи — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.
Очевидным становится факт взаимодействия воспитателей, специалистов и педагогов дополнительного образования. При условии единого тематического планирования учителя-логопеда, специалистов дополнительного образования и воспитателя ещё и реализуется важный для детей с ОВЗ, а именно с ТНР, принцип многократного повторения. Следовательно, мы все вместе можем влиять на более качественное усвоение материала. Ещё один весомый плюс такого взаимодействия - освоение единой темы в различных видах деятельности, позволяет снизить учебную нагрузку на ребенка, глубже, разносторонне освоить изучаемый материал.
Творческий импульс к развитию заложенный в основу любой деятельности, приобретает особый смысл и наполненность в направлении коррекционно-развивающего обучения. Творческое взаимодействие становится не только источником новых открытий, но и вовлекает в новые виды деятельности, среди которых специфические, сложные, требующие от ребёнка проявления волевых усилий - постановка, автоматизация, дифференциация звуков. Вот в таких случаях можно смело утверждать, что творчество не только раскрывает личностный потенциал ребёнка, но и сопровождает процесс коррекции речи.
Для успешного решения задач коррекционно-педагогической работы и обучению детей важно иметь:
-
Взаимодействие команды единомышленников: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителей;
-
Организации коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;
-
Разработки интегрированного коррекционно-развивающего, календарно-тематического плана, построенного на основе единого тематического планирования и комплексной диагностики.
Объединение усилий учителя-логопеда, музыкального руководителя и специалистов дополнительного образования способствовало успешной реализации творческих планов с детьми на разных уровнях:
Уровень ДОУ:
-
Проект «Сядем на пригорке, расскажем чистоговорки»
-
Проект «Книжки-малышки»
-
Проект «Маму я свою люблю»
-
Проект «Моя первая АЗБУКА»
-
Проект «Осенняя ярмарка»
-
Проект «Забота о ветеранах»
-
Проект «Радуга талантов»
-
Проект «Россия. Возрождение. Будущее»
-
Проект семейного воспитания – фестиваль семейного творчества «Солнечный зайчик» 2013, 2014, 2015 гг
-
Логопедическая спартакиада «Ловкий грамотей»
Муниципальный уровень:
-
Муниципальный конкурс чтецов для детей с нарушениями речи 2013, 2014, 2015 гг.
-
Театральные постановки и концерты
Окружной уровень:
Окружной конкурс чтецов для детей с нарушениями речи 2015 г.
Всероссийский уровень:
Проект «Великой Победе посвящается» - Диплом лауреата Всероссийского конкурса Издательства «ТЦ СФЕРА» в номинации за лучшую разработку проекта ДОО по празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (2015 г)
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.11.2018
Дата обновления: 21.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017