О воспитании и обучении детей с ОВЗ в ДОУ

01.01.2017


… Человечество победит раньше или позже и слепоту,


и глухоту, и слабоумие.


Но гораздо раньше оно победит их


в социальном и педагогическом плане,


чем в плане медицинском и биологическом.


Л.С. Выготский


Требования социума, современная законодательная база направлены на обновление образования, акцентируют усилия педагогов на воспитание личности с активной жизненной позицией, творческим подходом к решению жизненных задач. Образовательная среда в условиях дошкольного учреждения любого типа становится важным условием формирования личности ребёнка. Она стимулирует речевую и творческую активность детей, их успешность в проявлении своих возможностей, что особенно важно для детей с ОВЗ.


Одним из доказанных эффективных средств коррекции и развития ребенка с различными отклонениями является использование на творческие начала.


Работая с детьми, а особенно имеющими ОВЗ необходимо учитывать закономерности формирования психических процессов, одна из которых – разновремённость созревания и развития психических функций. То есть, при развитии более поздних в плане формирования психических процессов (внимания, мышления, памяти, речи) следует опираться на уже созревшие механизмы и функции, а таковыми являются эмоции и движения – значительно более «древние» свойства человеческой природы, нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, они же и наиболее развиты у дошкольников.

Таким образом, развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов, и в первую очередь для своевременного и правильного речевого развития.

В существующей организации логопедической работы ДОУ сложилось противоречие: с одной стороны, необходимость коррекционной работы, очевидна, с другой – эта деятельность которая предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого, проявления волевых усилий.. Такие занятия могут быть малоэффективны без желания самого ребенка. Огромным стимулом и можно уверенно сказать – подспорьем, для развития и совершенствования речи становится творческая деятельность педагогов дополнительного образования.

Эта работа направлена на развитие:


  • активности — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;

  • самостоятельности — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;

  • координационных процессов;

  • эмоциональности — от восприятия образов художественного произведения к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;

  • произвольности — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;

  • творчества — от подражания взрослому в действии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;

  • связной речи — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.

Очевидным становится факт взаимодействия воспитателей, специалистов и педагогов дополнительного образования. При условии единого тематического планирования учителя-логопеда, специалистов дополнительного образования и воспитателя ещё и реализуется важный для детей с ОВЗ, а именно с ТНР, принцип многократного повторения. Следовательно, мы все вместе можем влиять на более качественное усвоение материала. Ещё один весомый плюс такого взаимодействия - освоение единой темы в различных видах деятельности, позволяет снизить учебную нагрузку на ребенка, глубже, разносторонне освоить изучаемый материал.


Творческий импульс к развитию заложенный в основу любой деятельности, приобретает особый смысл и наполненность в направлении коррекционно-развивающего обучения. Творческое взаимодействие становится не только источником новых открытий, но и вовлекает в новые виды деятельности, среди которых специфические, сложные, требующие от ребёнка проявления волевых усилий - постановка, автоматизация, дифференциация звуков. Вот в таких случаях можно смело утверждать, что творчество не только раскрывает личностный потенциал ребёнка, но и сопровождает процесс коррекции речи.


Хочу такой сайт

Для успешного решения задач коррекционно-педагогической работы и обучению детей важно иметь:


  • Взаимодействие команды единомышленников: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителей;

  • Организации коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;

  • Разработки интегрированного коррекционно-развивающего, календарно-тематического плана, построенного на основе единого тематического планирования и комплексной диагностики.

    Объединение усилий учителя-логопеда, музыкального руководителя и специалистов дополнительного образования способствовало успешной реализации творческих планов с детьми на разных уровнях:

    Уровень ДОУ:

  • Проект «Сядем на пригорке, расскажем чистоговорки»

  • Проект «Книжки-малышки»

  • Проект «Маму я свою люблю»

  • Проект «Моя первая АЗБУКА»

  • Проект «Осенняя ярмарка»

  • Проект «Забота о ветеранах»

  • Проект «Радуга талантов»

  • Проект «Россия. Возрождение. Будущее»

  • Проект семейного воспитания – фестиваль семейного творчества «Солнечный зайчик» 2013, 2014, 2015 гг

  • Логопедическая спартакиада «Ловкий грамотей»

    Муниципальный уровень:


  • Муниципальный конкурс чтецов для детей с нарушениями речи 2013, 2014, 2015 гг.

  • Театральные постановки и концерты

Окружной уровень:

Окружной конкурс чтецов для детей с нарушениями речи 2015 г.

Всероссийский уровень:

Проект «Великой Победе посвящается» - Диплом лауреата Всероссийского конкурса Издательства «ТЦ СФЕРА» в номинации за лучшую разработку проекта ДОО по празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (2015 г)

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.11.2018

Дата обновления: 21.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».