Положение о педагогической диагностике МАДОУ № 43 2024г.

1. Общие положения
1.1.
Настоящее Положение о педагогической диагностике (далее Положение)
в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 43
«Малыш» (далее – МАДОУ № 43) разработано на основании:
✓ Конвенцией о правах ребенка ООН;
✓ Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 08 августа 2024 года;
✓ Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС
дошкольного образования» с изменениями от 8 ноября 2022 года;
✓ Приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования» с изменениями от 25 октября 2023 года;
✓ Приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 года № 1028 «Об
утверждении
федеральной
образовательной
программы
дошкольного
образования»;
✓ Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации» от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
✓ Постановлением от 28 января 2021 г. N 2 Об утверждении санитарных правил
и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
✓ Образовательной программой дошкольного образования (далее ОП ДО),
✓ Уставом МАДОУ № 43.
1.2. Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить
индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, эффективность
педагогических действий и дальнейшее планирование образовательной деятельности.
1.3. Педагогическая диагностика связана с освоением воспитанниками ОП ДО и
заключается в анализе освоения ими содержания образовательных областей:
✓ Физическое развитие;
✓ Социально-коммуникативное развитие;
✓ Познавательное развитие;
✓ Речевое развитие;
✓ Художественно-эстетическое развитие.
1.4. Педагогическая диагностика представляет собой систему сбора, анализа,
хранения и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и
своевременную корректировку образовательного процесса.
1.5. Оценка здоровья детей всех возрастных групп проводится медицинской сестрой,
закрепленной за МАДОУ № 43 в соответствии с договором безвозмездного пользования.
1.6. При необходимости проводится психологическая диагностика развития детей
(выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) на заседании
ППК.
1.7. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия
его родителей (законных представителей).
2. Основные цели, задачи, функции и принципы педагогической диагностики
2.1. Цель педагогической диагностики – получить оперативные данные о текущем
реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования.
2.2. Задачи педагогической диагностики:
✓ индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в
образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности);
✓ оптимизация работы с группой детей;

✓ совершенствование организации образовательного процесса.
2.3. Принципы педагогической диагностики:
✓ принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в
последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к
другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном
усложнении и углублении процесса диагностики;
✓ принцип доступности результатов для родителей (законных представителей)
воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком),
обобщенной информации для различных групп потребителей (педагогический
совет, экспертные комиссии).
✓ принцип научности (диагностическая работа опирается на научные исследования,
обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию
обследования);
✓ принцип этичности (диагностика проводится с соблюдением эстетических норм и
правил);
✓ принцип оптимальности (минимальными усилиями должно быть получено
достаточное количество диагностической информации);
✓ принцип непрерывности (педагогическая диагностика проводится на протяжении
всего периода пребывания ребенка в детском саду);
✓ принцип
динамичности
(педагогический
инструментарий
позволяетв
установленные краткие сроки провести педагогическую диагностику).
2.4. Педагогическая диагностика:
✓ позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать
его динамику;
✓ учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
✓ позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без
условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному
возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на
оценку изменений деятельности дошкольника;
✓ учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их
в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями
детей.
3. Организация проведения педагогической диагностики
3.1. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) позволяет
фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его динамику;
учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений; позволяет
рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного разделения
на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает
возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности
дошкольника; учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не
использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными
достижениями детей.
3.2. Педагогическая диагностика осуществляется во всех возрастных группах два раза
в год – в начале и в конце учебного года. Фиксация результатов (входная и итоговая
диагностики) проводятся в сентябре - октябре и мае.
3.3. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка:
✓ заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
обеспечивает условия объективного проведения оценки индивидуального
развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок): выбирает методики
и параметры оценки результатов, консультируют педагогов, испытывающих
сложности в проведении педагогической диагностики;

✓ специалисты проводят педагогическую диагностику (музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования)
своего направления развития личности воспитанников;
✓ воспитатели проводят оценку индивидуального развития воспитанников, при
необходимости проводят психолого-педагогическую диагностику на психологопедагогических консилиумах анализируют результаты, формулируют причины
успехов или неудач, намечают пути коррекции.
3.4. Оценка индивидуального развития осуществляется:
✓ при поступлении ребенка в учреждение (в течение двух месяцев);
в начале (сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (май) – в целях определения
динамики развития ребенка;
✓ в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка.
3.5.
Педагогическая
диагностика
(оценка
индивидуального
развития)
осуществляется через наблюдение, беседы, продукты детской деятельности, специальные
диагностические ситуации.
3.6. При анализе проявления показателей возрастного развития могут использоваться
универсальные маркеры – «обычно», «изредка», «никогда», которые имею
следующие значения:
− «обычно» (+) – означает, что данный показатель является типичным,
характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего;
− «изредка» (+-) – означает, что данный показатель не характерен для ребенка,
но проявляется в его деятельности и/или поведении время от времени;
− «никогда» (-) – означает, что данный показатель не проявляется в
деятельности и поведении ребенка.
Анализ полученных результатов позволит педагогу сделать вывод об освоении
ребенком разных видов деятельности, способов взаимодействия со взрослыми и
сверстниками, его интересах, предпочтениях, склонностях, личностных особенностях и
другом. На основе полученных данных педагог может разрабатывать индивидуальные
образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить
изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.
3.7. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги
проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы и
планируют индивидуальную траекторию развития по образовательным областям
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.8. В конце учебного года организуется итоговая диагностика, проводится
сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий
эффективность педагогических воздействий. По результатам педагогической диагностики
с учётом выявленных проблем проводится проектирование педагогического процесса на
новый учебный год, а также организация методической работы с педагогами.
3.9. По результатам педагогической диагностики (оценки индивидуального
развития) заполняются индивидуальные карты развития ребенка и предоставляются
воспитателями всех возрастных групп и специалистами ДОУ заместителю заведующего по
ВМР.
4. Инструментарий педагогической диагностики
4.1. Для проведения педагогической диагностики используется авторская диагностическая
методика «Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации»
Верещагина Н.В., соответствующая ФГОС ДО и ФОП ДО. Педагог использует готовые карты

развития по пяти образовательным областям по каждой возрастной группе которые находятся
в методическом кабинете в бумажном и электроном виде.

4.2. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации
программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются:
✓ наблюдение, которое дополняется свободным общением педагога с детьми,
беседами, играми, рассматриванием картинок;
✓ специально организованные диагностические занятия в период, определенный
образовательной программой дошкольного учреждения для мониторинга;
✓ изучение продуктов деятельности детей;
✓ беседы с родителями.
4.3. Обследование проводится обязательно в игровой форме.
4.4. Наблюдение осуществляется педагогом во всех естественно возникающих
образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в ДОУ и ухода из него.
5. Ответственность должностного лица, осуществляющего педагогическую
диагностику
5.1. Должностное лицо, осуществляющее педагогический мониторинг в ДОУ, несет
ответственность за:
✓ тактичное отношение к каждому ребенку во время проведения диагностических
мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации успеха;
✓ ознакомление с итогами обследования воспитанников, соответствующих
должностных лиц (в рамках их должностных полномочий);
✓ соблюдение конфиденциальности;
✓ качество проведения обследования воспитанников;
✓ доказательность выводов по итогам диагностирования воспитанников;
✓ оформление
соответствующей документации
по итогам проведения
диагностических мероприятий в установленные сроки.
6. Контроль
6.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития
ребенка осуществляется заместителем заведующего по ВМР посредством следующих форм:
- ежедневный текущий контроль;
- тематический контроль;
- оперативный контроль.
Виды деятельности в рамках контроля: посещение и анализ образовательной
деятельности, режимных моментов, обсуждение результатов с педагогом.
7. Документация
7.1. Педагогические работники, осуществляющие педагогическую диагностику:
✓ заполняют диагностические карты по пяти образовательным областям на
начало и конец учебного года;
✓ проводят количественный и качественный анализ по каждой области, а также
обобщающую справку по результатам диагностирования;
✓ справки в установленные сроки предоставляются заместителю заведующего по
ВМР, который обобщает результаты диагностирования по ДОУ;
✓ на начало учебного года педагоги разрабатывают индивидуальные траектории
развития или программы работы с одаренными воспитанниками и детьми с
особыми образовательными потребностями.
7.2. Диагностические карты хранятся у педагогов в течение 5-ти лет, аналитический
материал – в методическом кабинете.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».